Сам себе режиссер: как ученый с Урала стал блогером-химиком, когда это не было еще мейнстримом

Молодой ученый Уральского федерального университета Александр Иванов уже как семь лет снимает образовательные ролики на свой YouTube канал «Химия-Просто». В своих видео он доступным языком рассказывает про различные формулы, опыты, вещества и реакции.  На канале блогера-ученого почти 500 тысяч подписчиков, и с каждым днем количество зрителей на канале растет. Корреспондент Sciencepop поговорил с молодым популяризатором науки.

Как пришла идея создания роликов на YouTube?

— В этом году моему каналу исполнилось семь лет. В 2012 пошла волна, когда университеты стали знакомиться с дистанционным образованием, создавать образовательные ролики и так далее. В нашем вузе тоже запускался такой проект, и нам предложили снять ролик.

Мы сделали все круто, показали классные опыты, научились снимать и монтировать, но не прошли цензуру. Нам сказали, что официально вуз публиковать это нигде не может, и проект завершился.

Прошел год. У меня возникла мысль создать курс видеороликов, обучающих химии с нуля. Ведь когда студенты готовятся к экзаменам, они слушают лекции, а если выжать все лишнее время из обычных лекций, то информацию можно уместить в 15-20 минут. Вот, собственно, так и начиналось.

Первый ролик я делал полгода, многое переделывал. Фоновую музыку писал сам, чтобы не нарушать авторские права. Я много экспериментировал: сначала была идея создать образовательные лекции для ютуба, но потом понял, что нужно делать что-то другое и пошел дальше пробовать, экспериментировать с опытами, делать короткие ролики, длинные, и так далее. Собственно, начал снимать первый ролик в мае месяце, а опубликовал уже к ноябрю.

— С кем работаете в команде?

— Я и есть команда в одном лице, сам себе режиссер. Потому что все, кого я привлекал в свою команду, сразу интересовались оплатой. У людей есть стереотип, что если ты блогер, то ты зарабатываешь миллионы, а раз так, ты должен платить.

Я согласен, что любая работа должна быть оплачена, но мой проект никогда не окупался. И платить кому-то просто не было возможности. Все снятые видеоролики сделаны только мною.

Правда, в последний год, пару роликов были смонтированы другим человеком, потому что у меня появлялись коммерческие проекты, и доход из них я тратил на производство роликов, то есть опять выходил в ноль. Да, появились люди, которые иногда помогают, но помогают естественно за деньги. Но за все видеоролики на канале отвечаю я. Единственное, некоторые сценарии пишут подписчики, которые специализируются на определенных темах. Я, например, не могу написать ролик про медицину или пищевую химию – это не моя специализация. И тогда прошу подписчиков написать сценарий, потом немного его дорабатываю, и снимаю ролики.

— Кто придумывает темы? Сколько времени уходит на производство одного ролика?

— Темы придумываю я. Мой канал – это отражение моих интересов. Я читаю различные статьи, интересуюсь многими областями, и рассказываю о том, что интересно мне. Это же блог, а не какой-то академический канал.

Да, есть вещи, которые, я понимаю, не будут популярны, но я считаю, что такие вещи необходимо показать. Есть ролики, темы которых пришли мне внезапно. Или я услышал какую-нибудь историю, и думаю: правда или неправда. Начинаю искать, и, пока ищу, наталкиваюсь на кучу интересных вещей. И думаю, что будет здорово это рассказать. Когда набирается достаточно информации, я начинаю писать сценарий. Так что времени на один ролик уходит абсолютно по-разному. Бывают ролики, которые сняты спонтанно, и на них уходит порядка пяти часов. А бывают такие ролики, в которых материал собирается несколько лет. Например, видео «В чем химичить». Там рассказано про тигли, и видеоматериал к этому ролику собирался три года. Не все, что я сразу снял – выходит на канал. Например, я снял классный опыт. Понимаю, что его можно объединить с другими тематическими экспериментами, и сделать из этого уже какую-то историю. Когда понимаю, что собралось достаточно материала, я начинаю делать. Бывает так, что сценарий пишется неделю-две, монтаж еще неделю. Поэтому, всегда по-разному.

Многие думают, что блогеры ничего не делают – это неправда. Создание роликов — это тяжкий труд, особенно если мы делаем научно-популярный контент. Тут же надо все прочитать, перепроверить, написать сценарий. А я по образованию технарь, у меня по русскому всегда была тройка, а сценарий – это сочинение, причем не просто сочинение: надо написать так, чтобы зрителю было интересно, то есть удерживать его внимание. Так что еще приходится просить людей из разных областей почитать, поправить и так далее.

— Ваш канал вам приносит деньги?

— Когда я начинал вести канал, я был аспирантом. Я был одним из лучших аспирантов в своем университете, и у меня была очень хорошая стипендия. Я мог позволить себе заниматься тем, чем хочу. Потом аспирантуры резко не стало, как и стипендии. И потом, даже если ты работаешь научным сотрудником, то зарплата будет небольшой — наука плохо финансируется.Так что мне пришлось крутиться, двигаться. Где-то помогали подписчики, где-то предлагали коммерческие проекты что-то сделать. Как-то раз мы сняли полный курс дистанционного образования по всей школьной химии для онлайн-школы, на этом немного получилось заработать. Вот, постепенно, так и двигаюсь.

Шесть лет я был категорически против рекламы в образовательных роликах, но иногда жизненные обстоятельства вынуждают. И для существования моего проекта нужна поддержка. В прошлом году ко мне обратилась одна компания, просила прорекламировать книжный фестиваль. Это была моя первая реклама на канале, до этого рекламы не было.

Когда я вставил в ролик первую рекламу, конечно, подписчики начали припоминать мои прошлые слова о рекламе, но придраться можно всегда. Так что сейчас все заработанные деньги уходят на производство роликов, а именно зарабатывать на канале нет, не получается.

— В чем секрет такой интересной и понятной подачи информации?

— Когда я делаю контент, я понимаю, что люди особо не знают химии, и если я буду использовать сложные термины, мой канал не будет популярен. Поэтому каждый раз, когда делаю ролик, я исхожу из нескольких принципов. Первый: не употреблять научные термины. Потому что научные термины достаточно сложные, они неизвестные, и они утомляют, когда много раз их употребляешь. Конечно, если термин надо ввести, я его ввожу и объясняю, а дальше стараюсь уже либо его не использовать, либо использовать редко. Второй принцип: объяснять с нуля человеческим языком. Конечно, иногда приходится сильно упрощать, как детям. И, кстати, за это мне часто прилетает от технарей и химиков: в интернете можно встретить кучу хейта насчет того, что я слишком упрощаю информацию.

— Почему, на Ваш взгляд, школьники считают, что химия не важна и не пригодится в жизни?

— Какая первая ассоциация приходит на ум со словом химия? Эксперименты, опыты, что-то цветное, взрывается, горит, и так далее. И, конечно, школьники разочаровываются, придя на урок. Для подобных опытов школьные лаборатории полностью не оснащены, и многие учителя, увы, не умеют ставить опыты. Я часто встречаюсь с химиками, которые даже боятся из пробирки перелить жидкость. Поэтому с химией в школе очень плохо. Плюс сейчас количество реактивов ограничили. Элементарно, марганцовку запретили. А большая часть школьной химии строится на марганцовке. Так весь энтузиазм и все желание изучения химии у детей напрочь отбивается школой. Все смотрят эксперименты на ютубе.

— Чем уникальна химия? Почему она вам интересна?

— Химия – это экспериментальная наука, она тем и интересна, что можно создать то, чего другие не видели или не делали, и порой, бывает, такие красивые вещи появляются. Изучать химию только теоретически – глупо. Потому что теория теорией, но на практике все, порой, гораздо интереснее и иначе, чем в теории. Каждый раз происходит что-то новое. Сегодня сделал один эксперимент, завтра другой. И пока делаешь свою научную работу, можешь поделать какие-нибудь эксперименты, посмотреть, как это все выглядит. Это очень красивая наука.

— Насколько хорошо можно выучить химию по Вашему каналу?

— В совокупности с грамотным учителем, который будет поддерживать, мой канал можно использовать как инструмент по обучению. То есть учитель демонстрирует теорию, и при этом демонстрирует те эксперименты, которые он не может показать, при помощи моего канала. Потому что сам по себе канал не может быть обучающим материалом. Всегда должен быть наставник. В моих плейлистах есть разные подборки. Допустим, курс по радиохимии. Курс подходит абсолютно любому человеку, даже школьнику, потому что там затрагиваются темы школьной физики.

Если брать химию с нуля, то вся химия, база 8 класса, есть на моем канале. Есть разные направления, есть серии с лайфхаками, есть обзоры базовых химических элементов, которые должны демонстрироваться в школьной программе, но, к сожалению, не демонстрируются. Собственно, многие видео были взяты из школьной программы. Я смотрел и делал их.

Я беру, например, обзор элемента хлор, беру науку и делаю из нее какую-то историю. Школьные учителя и репетиторы пользуются моими роликами. Мне даже писали: «Я хожу к частному репетитору, а он учит меня по Вашим роликам на ютуб». Мои ролики часто воруют, перемонтируют, чтобы показать у себя. То есть рассказывают теорию, и уже в экспериментах показывают меня. Даже школьные учителя пытаются загрузить в МЭШ (Московская электронная школа) и РЭШ (Российская электронная школа) мои ролики, выдавая их за свои. В прошлом году мне звонил глава МЭШа, говорил, что многие учителя загружают мои ролики, а использовать они их не могут по причине авторских прав.

— Чем занимаетесь помимо YouTube?

— Занимаюсь наукой. Я работаю на физтехе, на своей же кафедре, которую закончил, и работаю со студентами. Они приходят на 3-4 курсе заниматься наукой в лаборатории, проводят научные исследования. Ребята всегда делают что-то новое, пишут научные статьи, совершают открытия.

Еще я учусь играть на фортепиано, собираю метровую фигуру из бумаги Оптимуса Прайма (смеется), иногда рисую картины, недавно дорисовал льва. Много чем занимаюсь. Работал ведущим на телевидении. Бывает, хожу на радио, езжу на заводы. Блог — не просто хобби, он дает мне возможность развиваться как профессионал по моей специальности. А моя специальность – инженер-технолог.

— Какие планы на будущее?

— Во-первых, в перспективе есть идея перейти на англоязычный ютуб. Там аудитории побольше, у нас очень тесненько стало в русскоязычном. И плюс у нас химией увлекается очень узкая аудитория, и так как канал даже не самоокупается, на англоязычном ютубе можно попробовать хотя бы выйти в самоокупаемость.

Ну, к примеру, у нас в стране есть компания MELScience,которая производит химические наборы. Это питерская компания, но 99% бизнеса у них за границей, потому что в России, они бы не смогли заработать. Потому что аудитория, которая интересуется химией, она не очень большая, но та, которая еще и платежеспособная – она совсем маленькая. Ну, собственно, есть мысль тоже пойти на Запад и делать контент для западного зрителя. Выйти в плюс наконец-то. И потом, может быть, с каким-нибудь большим, новым проектом прийти в Россию.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи