Ювелирное западноевропейское искусство Средних веков. Часть 2. Романский и готический периоды

[mybigtext]После периода каролингского Возрождения западноевропейское искусство, в том числе и ювелирное, продолжало интенсивно развиваться. Считается, что наивысшего расцвета оно достигло в романскую и готическую эпохи (XI — начало XV вв.), о которых мы сегодня и поговорим. [/mybigtext]

Связь ювелирного искусства и церкви

Как уже говорилось в первой части статьи, Средние века в Европе — эпоха, прошедшая под знаком христианства. Главным заказчиком искусства, вплоть до начала XV в., была церковь, поэтому для искусства романского и готического периодов характерен в первую очередь культовый характер. В это время сооружались величественные каменные соборы и церкви, создавались сияющие неземные витражи и скульптуры, весь отрешенный и монументальный вид которых возвещал об окончательной победе духа над материей. Эти тенденции продолжались и в ювелирном искусстве — до нас дошли богато украшенные мощехранительницы-реликварии, кресты, оклады церковных книг и пр.

[myline]Интересно, что религиозная ориентированность присуща в большей степени романской эпохе (XI-XII вв.), чем готической (XIII-нач. XV вв.). [/myline]Конечно, и в романский период создавались вещи светского характера, однако в меньшем количестве, чем до него или после. В частности, известны опахала флабеллумы из павлиньих перьев и тонких пластинок ценных пород древесины; камеи, стилизованные под античные либо подлинные античные (как правило, заключенные в средневековую оправу или представляющие собой часть средневекового ларца), а также многочисленные броши-фибулы и т.д.

Чем примечателен романский период

Романское ювелирное искусство — искусство выразительное, наполненное мощной духовной составляющей и, конечно, находящееся под сильным влиянием византийских традиций. В романский, и особенно впоследствии в готический, период мастерство западноевропейских ювелиров не знало границ — их работа отличалась тонкостью и изяществом.

Богатство декора сочеталось со строгой [simple_tooltip content=’соединением частей в одно целое’]архитектоникой[/simple_tooltip], а сами произведения зачастую имитировали элементы соборов и церквей. Среди самых известных произведений ювелирного искусства романского периода — реликварий трех царей, хранящийся в Кёльнском соборе. Мастер — французский скульптор и ювелир Николай Верденский, в работе которого прослеживается новаторский для того времени интерес к естественной пластике и пропорциям человеческого тела. Достигающий больше метра в ширину, двух в длину и полутора в высоту, реликварий выполнен с поистине впечатляющим размахом — мы видим обилие золота и позолоченного серебра, жемчужин, самоцветов, камней и т.д. В такой же манере выполнено не менее известное произведение романского периода — реликварий Святого Мавра (ныне одна из реликвий Чешской республики), а также Ставелотский триптих.

Ювелирное западноевропейское искусство Средних веков. Часть 2. Романский и готический периоды

 

Ювелирное западноевропейское искусство Средних веков. Часть 2. Романский и готический периоды

Готические ювелирные шедевры

В готическую эпоху средневековое ювелирное искусство достигло пика своего развития. Работы этого времени экспрессивны, эмоциональны, динамичны, изысканны. Большую известность, особенно в Германии и во Франции, получили выемчатые и перегородчатые эмали. Они даже стали визитной карточкой города Лимож.

Лиможские готические эмали, выполненные на медных пластинах, — яркие, непрозрачные, сияющие палитрой сине-зеленых оттенков на золотом фоне. Их часто комбинировали с редкими породами дерева, горным хрусталем и стеклом. При этом в одном произведении сочетали множество техник. Известны, например, лиможские ларцы, в которых, помимо техники выемчатых эмалей, применены ковка, чеканка, резьба, гравировка, золочение. Кроме Лиможа, существовали и другие центры готического ювелирного искусства: Кёльн, Париж, Брюгге.

Ювелирное западноевропейское искусство Средних веков. Часть 2. Романский и готический периоды

Люди готической эпохи носили как религиозные украшения (кресты, медальоны и подвески с образами святых, реликварии, четки), так и совершенно светские. Важно, что с развитием экономики и городской культуры, уже начиная с XIII в., в Европе происходило возрастание роли именно светского искусства. Формы ювелирных украшений усложнились, а тонкость, цветовая гамма и качество работы возросли.

Светский характер ювелирных изделий

Украшения могли иметь самый разнообразный внешний вид и назначение, как чисто эстетическое, так и функциональное или обозначающее статус владельца. Например, если говорить о кольцах, то это кольца-печати с резными камнями, королевские, принадлежащие Папе Римскому, который носил перстень с маленькой фигуркой Святого Петра в ладье. Или рыцарские, в виде пирамиды и с изречением из Библии, посольские, свадебные, кольца членов ремесленных цехов, кольца-реликварии.

[mydoubleline]Особенной любовью пользовались броши: в форме сердца, тернового венца, ладоней, звезды, архитектурных или скульптурных элементов. Многие из них имели символический смысл, например верблюд — символ победы христиан над мусульманами, белка означала плодородие и милосердие, а пеликан, вскармливающий детенышей, — жертвенность.[/mydoubleline]

Пояса, как правило, массивные, металлические, обладали сакральной охранительной функцией. Они были свадебные, подтверждающие статус замужней женщины, ведь для них пояс вообще был обязателен, и просто пояса на каждый день. Мужчины, например, подвешивали на них кошелек и оружие. Существовали и короны: коронационные, погребальные, свадебные, личные, государственные, реликварные.

Интересно, что одежды, как правило, были с глубоким декольте, поэтому шейные украшения в эпоху готики носили, а вот серьги практически нет. Волосы обыкновенно прикрывались капюшоном, платком или иным головным убором.

Вообще украшения любили все, кто мог их себе позволить: короли, знать, торговцы и даже ремесленники. В готическую эпоху ювелирные изделия стали более доступными, появились специальные цеха и лавки. [myline]Известно даже, что в XIII веке был принят запрет на ношение простолюдинами золота, серебра и драгоценных камней. Это же касается и короны — из простого украшения она становится знаком привилегированного сословия.[/myline]

Ювелирное западноевропейское искусство Средних веков. Часть 2. Романский и готический периоды

Вы, конечно, помните о мании средневековых алхимиков, мечтающих найти способ получения золота, тем более, что эти поиски были так же популярны, как и поиски средства, гарантирующего бессмертие. Поэтому не стоит удивляться, что в то время изготавливалось много подделок, как золота, так и драгоценных камней. Причем не всегда за настоящие самоцветы выдавалось простое стекло — зачастую один менее дорогой камень выдавался за другой. Допустим, чтобы выдать сапфиры за алмазы, в них добавляли краситель и проваривали в масле.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи