Путеводитель по постклассической архитектуре

9 вопросов 15.02.2018

Постклассическая архитектура появилась в конце XIX века. В отличие от классической архитектуры, она больше не ориентируется на греко-римское наследие, а пытается создавать оригинальные произведения или же черпает вдохновение в других источниках: природе или же в архаичных народных стилях. Мы сделали для вас тест, который поможет разобраться в основных постклассических стилях ХХ века.

1 / 9

К концу XIX века увлечение эклектичными неоклассическими стилями исчерпало себя. На смену им пришёл поиск своих корней, порождённый ростом националистических настроений в Европе. Архитекторы стали обращаться к народным стилям и подробно их воспроизводить. Или же переносить на новые, более масштабные и современные постройки. Такие здания зачастую отличает переизбыток и гротескность национальных элементов, делающие их более национальными, чем оригинальные строения. Попробуйте определить, какое из этих зданий является образцом оригинального русского зодчества, а не псевдорусского стиля.

1

Нет, это усадьба славянофила Михаила Погодина в центре Москвы. Она оказала большое влияние на формирование псевдорусского стиля. Эту усадьбу действительно не отличить от обычного деревенского русского дома. Оригинальным же строением является церковь Вознесения в Коломенском (последний вариант).

2

Нет, это церковь Спаса Нерукотворного в селе Абрамцеве. Её создали члены абрамцевского кружка — объединения русских художников-романтиков, многие из которых стали родоначальниками русского модерна. Создатели намеренно пытались придать церкви архаичный национальный русский вид и предвосхитили приход модерна в Россию и формирование псевдорусского стиля. Оригинальным же строением является церковь Вознесения в Коломенском (последний вариант).

3

Нет, это здание Государственного исторического музея, построенного на Красной площади в конце XIX века. Архитектор намеренно воспроизводил в нём элементы народного зодчества. Именно оно положило начало псевдорусскому стилю в архитектуре. Оригинальным же строением является церковь Вознесения в Коломенском (последний вариант).

4

Да, это церковь Вознесения в Коломенском. Она была построена в XVI веке итальянским архитектором и является первым каменным шатровым храмом в России.

2 / 9

Модерн, ар-нуво, югендстиль, сецессион — всё это разные названия одного стиля. Он продолжает романтические традиции поиска национального духа, дополняя их новейшими технологическими достижениями. В связи с этим модерн местами почти полностью сливается с неонациональными стилями. Псевдорусский стиль также рассматривают как вариант модерна. Иногда разделяют псевдорусский и неорусский стили, поскольку первый представляет собой практически буквальное воспроизведение, а второй — стилизацию. Модерн отличают плавные линии, большие арки, обильное использование растительного орнамента, железа, стекла и витражей, а также обнажение конструктивных элементов и использование их в качестве декораций. Попробуйте определить, какое из следующих зданий не относится к модерну.

1

Нет, это Елисеевский магазин на Невском проспекте — прекрасный образец модерна, опирающегося, правда, не на национальную традицию, а на архитектуру барокко и классицизма. Модерн в нём выдают увеличенные пропорции, плавные линии, использование ковки и витражей, а также цветочных мотивов в оформлении интерьеров. Правильный же ответ находится под цифрой 3. Это Крайслер-билдинг в Нью-Йорке, представляющий собой образец ар-деко. В нём плавные линии перемежаются со множеством острых углов, а национальные мотивы сменяются восточными и африканскими.

2

Нет, Эйфелева башня некоторыми считается отправной точкой модерна. В ней, конечно, нет никаких национальных мотивов, зато она состоит из плавных форм и обнажает конструкцию, используя её в качестве собственного украшения. Правильный же ответ находится под цифрой 3. Это Крайслер-билдинг в Нью-Йорке, представляющий собой образец ар-деко. В нём плавные линии перемежаются со множеством острых углов, а национальные мотивы сменяются восточными и африканскими.

3

Да, это Крайслер-билдинг в Нью-Йорке, представляющий собой образец ар-деко. В нём плавные линии перемежаются со множеством острых углов, а национальные мотивы сменяются восточными и африканскими.

4

Нет, это церковь Ам-Штайнхоф в пригороде Вены. Модерн в ней выдаёт обильное использование меди, золота, витражей, растительных и национальных мотивов, а также плавные линии и огромный купол. Правильный же ответ находится под цифрой 3. Это Крайслер-билдинг в Нью-Йорке, представляющий собой образец ар-деко. В нём плавные линии перемежаются со множеством острых углов, а национальные мотивы сменяются восточными и африканскими.

3 / 9

Послевоенным продолжением модерна стал ар-деко, представляющий собой сочетание модерна с неоклассицизмом. Этот стиль во многом похож на ар-нуво, из-за чего их часто путают. Однако есть несколько существенных отличий. Во-первых, ар-деко — это практически чисто декоративный стиль. В отличие от модерна, который обнажает собственную структуру, сложную и высокотехнологичную, делая её частью украшения, ар-деко характеризуется чисто декоративными элементами, использует довольно простые конструкции. Это позволяет создавать здания быстро и в то же время делать их очень красивыми. Актуальность послевоенной архитектуры состояла в том, что ей требовалось быстро восстановить мир от разрушений и «залечить раны» с помощью показной роскоши. Во-вторых, модерн использует мягкие, сочетающиеся друг с другом тона и цвета: зелёный, бежевый, золотой, коричневый. Ар-деко же играет на контрастах, поэтому в нём часто используются сталь, хром, а также белый и чёрный цвета. В-третьих, если модерн обращается к растительным мотивам, то ар-деко чаще использует изображения животных. В-четвёртых, модерн обращается к национальному духу, а ар-деко использует восточные и африканские орнаменты. Наконец, в модерне доминируют плавные линии и переходы, а ар-деко, напротив, часто использует в своём оформлении углы, прямые линии и лучевые мотивы. Попробуйте понять, что из этого не ар-деко.

1

Да, это Дом сецессиона в Вене — образец архитектуры модерна. Модерн в нём выдают обилие золота, плавные линии и цветочные мотивы.

2

Нет, это станция метро «Маяковская» в Москве — редкий и во многом случайный образец русского ар-деко, который выдают контрастные цвета: сочетание хрома, обилие белого, контрастирующее с тёмно-коричневым и серым. Правильный же ответ находится под цифрой 1 — Дом сецессиона в Вене, образец архитектуры модерна. Модерн в нём выдают обилие золота, плавные линии и цветочные мотивы.

3

Нет, это здание парламента Японии. Ар-деко в нём выдаёт сочетание классицизма с восточными мотивами (колоннада + пирамида) и угловатая структура, в которой отсутствуют плавные переходы, характерные для архитектуры модерна. Правильный же ответ находится под цифрой 1 — Дом сецессиона в Вене, образец архитектуры модерна. Модерн в нём выдают обилие золота, плавные линии и цветочные мотивы.

4

Нет, это Театр Елисейских полей — один из первых образцов ар-деко. Этот стиль в нём выдают отсутствие плавных переходов, угловатая структура и чистая декоративность украшений, без которых здание было бы похоже на коробку. Правильный же ответ находится под цифрой 1 — дом Сецессиона в Вене, образец архитектуры модерна. Модерн в нём выдают обилие золота, плавные линии и цветочные мотивы.

4 / 9

Альтернативным направлением развития модерна стал интернациональный стиль, включающий в себя конструктивизм (в Советском Союзе), баухауз (в Германии) и функционализм (во всём остальном мире). В противоположность ар-деко этот стиль отказывается от всяких декораций в пользу чистой формы, которая, согласно девизу этого направления (и всего модернизма в целом), должна отражать функцию. Это стиль простых форм, прямых линий, массовой, минималистичной и функциональной застройки, в которой дом представляет собой машину для жилья. Попробуйте понять, какое здание не относится к интернациональному стилю.

1

Нет, это Штаб-квартира ООН — один из главных образцов интернационального стиля. Её форма проста как кирпич — ничего лишнего, одни прямые линии и остекление. Правильный же ответ находится под цифрой 2 — это клуб им. Русакова в Москве, образец русского авангарда в архитектуре.

2

Да, это клуб им. Русакова в Москве — образец русского авангарда в архитектуре. Хотя в нём и содержатся некоторые элементы, свойственные конструктивизму, к этому направлению его отнести всё же ещё нельзя, поскольку авангард использует большое количество необычных, экспрессивных форм и сложных фигур, не относящихся к функции здания.

3

Нет, это дом культуры имени Зуева — один из самых известных и ярких памятников конструктивизма. Это видно по использованию простых форм, прямых линий и отсутствию декора. Правильный же ответ находится под цифрой 2 — это клуб им. Русакова в Москве, образец русского авангарда в архитектуре.

4

Нет, это жилой комплекс Беллависта в Дании — образец архитектуры баухауза. Он минималистичен, состоит из простых форм, прямых линий и повторяющихся жилых модулей. В нём полностью отсутствует декор. Правильный же ответ находится под цифрой 2 — это клуб им. Русакова в Москве, образец русского авангарда в архитектуре.

5 / 9

Интернациональный стиль часто критиковали за безликость, холодность, излишние рациональность и минимализм, делавшие его бесчеловечным и неуютным. Как реакция на него, сформировался неоэкспрессионизм. Этот стиль появился в Германии перед великой депрессией, и поэтому большинство произведений экспрессионистов так и остались на бумаге, а архитекторы отказались от сложных форм и перешли к более простому и рациональному функционализму. Неоэкспрессионизм возвращает в архитектуру эмоциональные, пластичные, гротескные формы, почерпнутые из живой природы. Этот стиль характеризуют плавные линии, растительные формы, масштабность и уникальность проектов. Попробуйте понять, какое из следующих зданий не имеет отношения к экспрессионизму и неоэкспрессионизму.

1

Да, это Дворец итальянской цивилизации в Риме — образец тоталитарной архитектуры, которая часто обращается к классической архитектуре.

2

Нет, это здание сиднейской оперы — один из самых узнаваемых образцов неоэкспрессионизма в мире. На это указывает ни с чем не сравнимая пластичная форма, узнаваемая настолько, что это здание — главная визитная карточка Сиднея. К экспрессионизму не относится здание под цифрой 1 — это Дворец итальянской цивилизации в Риме, образец тоталитарной архитектуры, которая часто обращается к классической архитектуре.

3

Нет, это башня Эйнштейна — один из немногих реализованных ранних экспрессионистских проектов. Её отличают необычные пластичные формы. Не относится к экспрессионизму здание под цифрой 1 — это Дворец итальянской цивилизации в Риме, образец тоталитарной архитектуры, которая часто обращается к классической архитектуре.

4

Нет, это собор Вознесения Святой Марии в Сан-Франциско. Может показаться, будто он состоит из прямых линий, что свойственно функционализму, однако неоэкспрессионизм в нём выдают пластичные переходы между этими линиями. Не относится к экспрессионизму здание под цифрой 1 — это Дворец итальянской цивилизации в Риме, образец тоталитарной архитектуры, которая часто обращается к классической архитектуре.

6 / 9

Соединительным мостиком между интернациональным стилем и неоэкспрессионизмом выступил брутализм. Этот стиль сформировался во многом благодаря появлению железобетона, который позволил создавать гораздо более экспрессивные и гротескные формы. Этот стиль подчёркнуто сложен, функционален и монументален, в нём используются необработанный бетон и довольно мало стекла. Определите, какое из зданий к брутализму не относится.

1

Нет, это церковь Нотр-Дам-дю-О (построенная Ле Корбюзье) — один из главных образцов брутализма и неоэкспрессионизма. Брутализм в ней выдают обилие необработанного бетона и сложные монументальные формы. Правильный же ответ находится под цифрой 3 — это музей Гуггенхайма, созданный одним из основоположников интернационального стиля Фрэнком Ллойдом Райтом.

2

Нет, это библиотека Гейзеля в Калифорнии. Брутализм в ней выдаёт обильное использование необработанного бетона и монументальность конструкции. Правильный же ответ находится под цифрой 3 — это музей Гуггенхайма, созданный одним из основоположников интернационального стиля Фрэнком Ллойдом Райтом.

3

Да, это музей Гуггенхайма, построенный одним из родоначальников интернационального стиля Фрэнком Ллойдом Райтом. Это здание действительно очень похоже на образец брутализма или неоэкспрессионизма. Однако, в отличие от бруталистских сооружений, оно не давит своей монументальностью, но, напротив, пытается вписаться в окружающую среду. Кроме того, его форма соответствует функции — в спирали находится галерея, которую, по замыслу Райта, необходимо последовательно обходить сверху вниз. К тому же в нём использованы достаточно простые формы.

4

Нет, это Королевский национальный театр в Лондоне. Он отличается своей массивностью и построен из необработанного железобетона — явный образец брутализма. Правильный же ответ находится под цифрой 3 — это музей Гуггенхайма, созданный одним из основоположников интернационального стиля Фрэнком Ллойдом Райтом.

7 / 9

Последний модернистский стиль, служащий переходом к постмодернизму, — это хай-тек. Как и модерн, он выносит наружу высокотехнологичную конструкцию и использует её в качестве украшения, из-за чего некоторые здания похожи на заводы. Кроме того, этот стиль пластичен как экспрессионизм, монументален как брутализм, и в нём используется много стекла. Попробуйте понять, что из этого не хай-тек.

1

Нет, это небоскрёб Сент-Мэри Акс, также называемый «огурцом» или «корнишоном», — образец био-тека, являющегося производным от хай-тека стилем. Хай-тек в нём выдаёт обилие стекла и пластичность, а био-тек — экологичная форма, позволяющая сохранить тепло и тратить меньше энергии на обогрев здания. Правильный же ответ находится под цифрой 4. Это простой геодезический купол — появление таких конструкций оказало влияние на формирование био-тека, но их вряд ли возможно отнести к какому-либо архитектурному стилю.

2

Нет, это Ллойд билдинг. Хай-тек в нём выдаёт вынесенная наружу структура здания, призванная увеличить его внутреннее пространство. Это делает его похожим на гигантский игрушечный завод. Правильный же ответ находится под цифрой 4. Это простой геодезический купол — появление таких конструкций оказало влияние на формирование био-тека, но их вряд ли возможно отнести к какому-либо архитектурному стилю.

3

Нет, это Центр Помпиду — один из первых и главных образцов хай-тека. Структурные элементы в нём вынесены наружу, чтобы увеличить внутреннее пространство. Из-за этого здание выглядит как промышленное предприятие. Правильный же ответ находится под цифрой 4. Это простой геодезический купол — появление таких конструкций оказало влияние на формирование био-тека, но их вряд ли возможно отнести к какому-либо архитектурному стилю.

4

Да, это простой геодезический купол. Такие конструкции оказали влияние на формирование био-тека, поскольку в них основа конструкции вынесена наружу. Однако вряд ли их возможно отнести к какому-либо архитектурному стилю.

8 / 9

На смену модернистской архитектуры приходит постмодернизм. Он стал бунтом против формализма и внеисторичности модернизма, не учитывавшего, по мнению постмодернистов, исторический контекст городов, в которых строились новые здания. Постмодернисты с иронией относились к претензиям модернистов на построение нового общества, в том числе и с помощью искусства. Знаменитую фразу Миса ван дер Рое «Less is more» («Меньше — это больше») они обыграли как «Less is bore» («Меньше — это скучно»). Поэтому постмодернисты заимствуют идеи из любых эпох и любого контекста, строя здания с большим количеством деталей, ярких цветов и необычных форм. При этом особо интересных или новаторских зданий ждать не приходится. Попробуйте понять, какое здание не является постмодернистским.

1

Нет, это мэрия города Миссиссога в Канаде. Простые и разнообразные формы, напоминающие сказочный замок, сочетание стилей, напоминающее понемногу и о классицизме, и о романике, и о конструктивизме, и о египетской архитектуре, а также отсутствие каких-либо интересных конструкторских решений, сразу выдают в этом здании постмодернизм. Правильный же ответ находится под цифрой 4 — это здание Fuji TV, построенное в стиле хай-тек.

2

Нет, это нагромождение цветастых арок и колонн — площадь Италии в Новом Орлеане. О том, что это постмодернизм, говорит сочетание ярких цветов и избыточность деталей. Правильный же ответ находится под цифрой 4 — это здание Fuji TV, построенное в стиле хай-тек.

3

Нет, это здание Pittsburgh Plate Glass Company. Постмодернизм в нём выдаёт простая форма, сочетающаяся с декоративными готическими элементами. Правильный же ответ находится под цифрой 4 — это здание Fuji TV, построенное в стиле хай-тек.

4

Да, это здание Fuji TV, построенное в стиле хай-тек. Это видно по скупости цвета, сдержанности формы и вынесенной наружу высокотехнологичной структуре.

9 / 9

Но постмодернизм не только «балуется» с формами, стилями и цветами. Некоторые направления в архитектуре постмодернизма продолжают совершенствовать достижения модернизма, используя новые приёмы и материалы. К постмодернизму они относятся в основном благодаря отказу от внеисторичности, свойственной модернизму, и экспериментам со сложными формами, которые модернизму, напротив, не присущи. Поэтому к постмодернизму отчасти принадлежат и неоэкспрессионизм, и хай-тек. Продолжением же неоэкспрессионизма выступает деконструктивизм — стиль, который благодаря появлению новых материалов может создавать почти любые формы и активно использует это. Деконструктивисты разрушают привычные представления о здании, создавая самые гротескные строения самых необычных форм. Определите, что из этого не деконструктивизм.

1

Да, это башня Накагин — образец редкой архитектуры метаболизма. Этот стиль доводит до предела идеи конструктивизма о функциональности и минимализме, разделяя, однако, конструктивистские дома-ульи на индивидуальные ячейки. Эта архитектура ориентировалась на заменяемость и обновляемость, открытость структуры и взаимодействие с окружающим контекстом. Метаболизм, правда, так и не прижился из-за излишней минималистичности, за которую критиковали уже конструктивизм.

2

Нет, это музей Гуггенхайма в Бильбао. Деконструктивизм в нём выдаёт невероятная пластичность, превосходящая даже пластичность неоэкспрессионизма. Правильный же ответ — первый. Это башня Накагин — образец редкой архитектуры метаболизма.

3

Нет, это отель Порта Фира в Барселоне. Деконструктивизм в нём выдают сложные пластичные формы башен, нарушающие обычные представления о том, как должно выглядеть здание. Правильный же ответ — первый. Это башня Накагин — образец редкой архитектуры метаболизма.

4

Нет, это Королевская галерея в Онтарио — очевидный образец деконструктивизма, полностью переворачивающий наше представление о том, как может выглядеть здание. Правильный же ответ — первый. Это башня Накагин — образец редкой архитектуры метаболизма.

| ТЕСТЫПутеводитель по постклассической архитектуре

0/9

Так, стоп! Модерн и модернизм — это разные вещи? — попробуйте пройти тест по классической архитектуре, может, с ней лучше справитесь

Вот закончится постмодернизм, тогда заживём! — вы вполне неплохо справились (а постмодернизм уже закончился)

Постмодернизм закончился, а мы так и не зажили. Зато вы отлично справились с тестом!

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться