Путеводитель по классической архитектуре

9 вопросов 26.01.2018

Под классической архитектурой подразумевают стили, которые сознательно (или не очень) ориентируются на классические, то есть греческие и римские образцы. По сути дела, это вся архитектура, созданная до середины XIX века. Казалось бы, отличить архитектуру ренессанса от барокко и готики должно быть просто, но дьявол, как известно, кроется в деталях. О них мы вам сейчас и расскажем.

1 / 9

Начнём с греческой архитектуры. Она состоит из простейших форм: круг, трапеция, треугольник, прямоугольник, квадрат — и элементов: колонны и балки. Вроде бы всё просто, но именно греческая архитектура определила развитие всех архитектурных стилей на 2 тыс. лет вперёд. Связано это с тем, что греки придумали ордер — систему и иерархию элементов и пропорций, в соответствии с которой строится здание. В этой системе невозможно было сочетать детали одного ордера с деталями другого. Проще всего ордер определяется по колоннам. Их в Древней Греции придумали три: дорический (мужской), ионический (женский) и коринфский (девичий). Плюс ещё два ордера было в Италии: тосканский и композитный. Попробуйте понять, на каком изображении не греческий ордер.

1

Нет, это самый древний, дорический ордер. Он отличается простотой и массивностью. На фронтоне в таком ордере часто встречаются триглифы — три декоративных полоски, которые остались с тех времён, когда храмы строились из дерева, и триглифы были составляющей частью несущих балок. Правильный же ответ находится под цифрой 3. Это композитный ордер, представляющий собой сочетание ионического и коринфского. От коринфского ордера в нём капитель (верхушка колонны), состоящая из нарядного лиственного узора, а от ионического — большие завитки, волюты.

2

Нет, это ионический ордер. Он гораздо более лёгок, изящен и утончён, чем дорический, но немного массивнее, чем коринфский. Его отличают большие завитки (волюты) наверху колонн. Правильный же ответ находится под цифрой 3. Это композитный ордер, представляющий собой сочетание ионического и коринфского. От коринфского ордера в нём капитель (верхушка колонны), состоящая из нарядного лиственного узора, а от ионического — волюты.

3

Да, это композитный ордер, представляющий собой сочетание ионического и коринфского. От коринфского ордера в нём капитель (верхушка колонны), состоящая из нарядного лиственного узора, а от ионического — большие завитки (волюты).

4

Нет, это самый редкий для Греции, самый поздний и самый лёгкий и изящный ордер — коринфский. Его отличают тонкие колонны и верхушка (капитель), оформленная в виде листьев аканта, обрамлённых небольшими завитушками (волютами), как у ионического ордера. Правильный же ответ находится под цифрой 3. Это композитный ордер, отличающийся от коринфского только размером волют — они тут почти такие же большие, как в ионическом ордере.

2 / 9

Римская архитектура славится своими инженерными достижениями, которые не были известны всему остальному миру: использование бетона, акведуков, арок, куполов. Эти инженерные решения римляне соединили с греческими эстетическими идеями, создав идеал, на который ориентировались все последующие поколения. Попробуйте понять, какое из зданий — образец суровой римской архитектуры без лишних деталей, ведь все остальные представляют собой усложнённые, гораздо более поздние подражания.

1

Да, это римский Пантеон. Он, по сути, состоит только из колоннады и барабана с гигантским бетонным куполом.

2

Нет, это Дворец итальянской цивилизации — образец тоталитарной архитектуры фашистской Италии. При его создании, естественно, ориентировались на Колизей. Однако, что в первую очередь отличает его от древнеримской архитектуры — это квадратная форма, в которую вписано множество арок. Его так иногда и называют — квадратный Колизей. Правильный же ответ находится под номером 1. Это римский Пантеон. Он, по сути дела, состоит только из колоннады и барабана с гигантским бетонным куполом.

3

Нет, это вилла Ротонда — образец ренессансной архитектуры. Создавший её Андреа Палладио был первым, кто применил каноны, использовавшиеся для строительства храмов в строительстве гражданских построек. От древних зданий её отличает наличие нескольких колоннад, барабана на крыше и множество небольших окон, выдающих в ней гражданскую, а не культовую постройку, а также небольшой размер, придающий зданию изящества вместо суровой монументальности, свойственной древним архитектурным шедеврам. Правильный же ответ находится под номером 1. Это римский Пантеон. Он, по сути дела, состоит только из колоннады и барабана с гигантским бетонным куполом.

4

Нет, это Пантеон в Париже. Такой купол, покоящийся на барабане, древние римляне создать не могли. Да и крестообразная форма здания выдаёт в нём христианский храм. Правильный же ответ находится под номером 1. Это тоже Пантеон, но только римский. Он, по сути дела, состоит только из колоннады и барабана с гигантским бетонным куполом.

3 / 9

Византийская архитектура соединила в себе достижения римской архитектуры с восточными мотивами и усовершенствовала их. Византийцы дополнили гражданские сооружения — базилики — христианскими символами и смыслами, задав канон христианского храма: купол с крестом. Также они развили само устройство купола, сначала начав ставить барабаны с ними на вершину здания, а потом перенеся вес купола на колонны по краям. Превратив таким образом их в парусные крыши и избавившись от необходимости постоянно создавать для их поддержки барабан. А сами купола могли переносить вес на другие по нисходящей. Однако уже на этом этапе начали появляться отличия в богослужениях восточного и западного христианства. Византийские церкви предназначены для статичного богослужения, поэтому купол находился практически в центре храма, вокруг которого собирались прихожане, так что крест в структуре восточной базилики практически равносторонний — его можно было бы вписать в квадрат. На Западе же устройство храмов было ориентировано под процессии, так что центральная часть храма была вытянутой. Попробуйте понять, какой из представленных храмов построен не в византийском стиле.

1

Нет, это базилика Сан-Витале в Равенне (Италия). Она представляет собой важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. Правильный же ответ находится под цифрой 4. Это собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции — его в первую очередь выдаёт вытянутая форма центрального нефа. Специалисты же увидят в нём множество готических и ренессансных элементов, хотя византийское влияние в нём тоже присутствует.

2

Нет, это собор святого Марка в Венеции, построенный по образцу храма Апостолов в Константинополе. Он обильно украшен византийскими мозаиками и фресками, а его форма близка к квадрату. Правильный же ответ находится под цифрой 4. Это собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции — его в первую очередь выдаёт вытянутая форма центрального нефа. Специалисты же увидят в нём множество готических и ренессансных элементов, хотя византийское влияние в нём тоже присутствует.

3

Нет, это один из главных символов Стамбула и Византии — знаменитый собор Святой Софии в Константинополе. После завоевания Константинополя турками он был превращён в мечеть, а сейчас там расположен музей. Собор представляет собой систему из множества опирающихся друг на друга куполов, увенчанных одним гигантским куполом. Правильный же ответ находится под цифрой 4. Это собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции — его в первую очередь выдаёт вытянутая форма центрального нефа. Специалисты же увидят в нём множество готических и ренессансных элементов, хотя византийское влияние в нём тоже присутствует.

4

Да, это собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Его в первую очередь выдаёт вытянутая форма центрального нефа. Специалисты же увидят в нём множество готических и ренессансных элементов, хотя византийское влияние в нём тоже присутствует.

4 / 9

Параллельно с византийским стилем на Западе развивался стиль романский. Он продолжил римские традиции суровых монументальных построек, дополнив их разве что новыми элементами в виде крестово-купольного устройства и башен. От византийских строений их отличают вытянутая форма и трансепт (поперечный неф), благодаря которому здание имеет форму креста. Какая из церквей построена не в романском стиле?

1

Да, это церковь Светицховели в Грузии. Она действительно похожа на образец романской архитектуры. Однако у неё нет трансепта, а купол, как и в других православных храмах, расположен посередине.

2

Нет, это Пизанский собор. Его стиль, благодаря обилию колонн и белому цвету, немного похож и на византийский, и на ренессансный, однако этот — типичный романский собор с огромным центральным нефом, трансептом и без каких-либо других дополнительных деталей. Правильный же ответ находится под цифрой 1. Это церковь Светицховели в Грузии. Она действительно похожа на образец романской архитектуры. Однако у неё нет трансепта, а купол, как и в других православных храмах, расположен посередине.

3

Нет, это Лаахское аббатство — типичный и наиболее яркий представитель романского стиля на территории Германии. Здание аббатства сурово и без излишков, по его бокам расположены башни, само оно состоит из большого центрального нефа с трансептом — ничего, что выдавало бы в нём не романское сооружение. Правильный же ответ находится под цифрой 1. Это церковь Светицховели в Грузии. Она действительно похожа на образец романской архитектуры. Однако у неё нет трансепта, а купол, как и в других православных храмах, расположен посередине.

4

Нет, это Капелла кающихся грешников во Франции. Она представляет собой типично романское сооружение — отсутствие лишних деталей, суровый вид, широкий центральный неф, пересекаемый трансептом. Правильный же ответ находится под цифрой 1. Это церковь Светицховели в Грузии. Она действительно похожа на образец романской архитектуры. Однако у неё нет трансепта, а купол, как и в других православных храмах, расположен посередине.

5 / 9

Самый известный средневековый стиль — это готика. Она усложняет романский стиль, дополняя его множеством новых деталей и делая его легче визуально. В противовес массивности романского стиля, готика стремится выглядеть лёгкой, почти нематериальной. Это достигается за счёт удлинённых форм, большого количества вертикальных линий, более тонких стен с расширенными окнами, в которые вставляются витражи. А также большого количества острых форм, напоминающих стрелы. Готику почти всегда можно узнать по обилию аркбутанов и контрфорсов — внешних арок, берущих на себя работу утончённых стен по удержанию на себе веса здания. Что из этого не готика?

1

Нет, это замок Мариенбург. Он хоть и выглядит сурово, но всё же не так сурово, как мы обычно представляем себе средневековый замок. Готическое сооружение в нём выдают большие окна и вытянутые стрельчатые формы, благодаря которым замок кажется очень высоким, устремлённым в небо. Правильный же ответ находится под номером 1. Это собор Александра Невского в Париже. К готике он не имеет почти никакого отношения. Он представляет собой образец поздней эклектики, собранной из ренессансной и русской архитектуры. В нём нет ни контрфорсов, ни остроты, ни длинного нефа — как и любой православный храм, эта церковь статична и сосредоточена вокруг центрального барабана.

2

Да, это собор Александра Невского в Париже. К готике он не имеет почти никакого отношения. Он представляет собой образец поздней эклектики, собранной из ренессансной и русской архитектуры. От ренессанса в нём окна-бифоры, а от русского стиля — шатровая форма, как в церкви Вознесения в Коломенском. Это строение похоже на готическое благодаря сочетанию шатровой формы с часто используемым во французской готике серым камнем, вытянутости и большим окнам. Однако тут нет ни контрфорсов, ни остроты, ни длинного нефа — как и любой православный храм, эта церковь статична и сосредоточена вокруг центрального барабана.

3

Нет, это Дворец дожей в Венеции. То, что это готическое строение, достаточно очевидно благодаря обилию деталей, вытянутости и стрельчатым формам. Правильный же ответ находится под номером 1. Это собор Александра Невского в Париже. К готике он не имеет почти никакого отношения. Он представляет собой образец поздней эклектики, собранной из ренессансной и русской архитектуры. В нём нет ни контрфорсов, ни остроты, ни длинного нефа — как и любой православный храм, эта церковь статична и сосредоточена вокруг центрального барабана.

4

Нет, это церковь Святой Марии в Любеке. Её иногда называют «матерью» всей кирпичной, или северной готики, потому что она послужила образцом для многих готических сооружений в Прибалтике. Готика в ней очевидна благодаря обилию аркбутанов и вытянутым стрельчатым формам. Правильный же ответ находится под номером 1. Это собор Александра Невского в Париже. К готике он не имеет почти никакого отношения. Он представляет собой образец поздней эклектики, собранной из ренессансной и русской архитектуры. В нём нет ни контрфорсов, ни остроты, ни длинного нефа — как и любой православный храм, эта церковь статична и сосредоточена вокруг центрального барабана.

6 / 9

Ренессанс — это достаточно специфическое движение в архитектуре Италии, поскольку местные архитекторы заново открывали для себя античные здания, которые всегда были у них буквально под носом, и стремились почти буквально воспроизвести эти образцы. Только вот делали они это в самом доступном виде, то есть без краски, белыми. Фасады церквей стали напоминать о греческих храмах, при этом чисто номинально. Ведь даже греческие колонны становились в них чисто декоративными полуколоннами, тогда как в древности они были несущими. Рустика же (грубая облицовка здания плотно пригнанными, плохо отёсанными камнями, использовавшаяся римлянами для защиты зданий от влаги и шума) стала применяться в декоративных целях. Кроме того, архитектуру ренессанса отличает большая ориентированность на светские сооружения и наличие многих новых элементов: частое использование сочетания колонн и арок, двойные окна-бифоры, резные каменные порталы, массивные карнизы, ниши, венецианские и термальные окна. Из-за ориентира на греческую архитектуру в ренессансе много простых форм и прямых линий. Исходя из этого описания, попробуйте понять, какое из представленных зданий не относится к этому стилю.

1

Нет, это собор Сан-Джорджо Маджоре в Венеции. Его фасад явно выглядит имитацией фасада греческого храма. Правильный же ответ — 3. Это Меншиковский дворец на набережной Невы в Санкт-Петербурге. Он представляет барочное здание, и ничто не указывает в нём на ренессанс.

2

Нет, это палаццо Питти во Флоренции. Ренессанс в нём выдаёт рустовка по всему фасаду и обилие арок. Правильный же ответ — 3. Это Меншиковский дворец на набережной Невы в Санкт-Петербурге. Он представляет барочное здание, и ничто не указывает в нём на ренессанс.

3

Да, это Меншиковский дворец на набережной Невы в Санкт-Петербурге. Он представляет барочное здание, и ничто не указывает в нём на ренессанс.

4

Нет, это знаменитый Воспитательный дом во Флоренции — одна из первых ренессансных гражданских построек. О Возрождении в нём говорит сочетание арок с колоннами и прямые формы. Правильный же ответ — 3. Это Меншиковский дворец на набережной Невы в Санкт-Петербурге. Он представляет барочное здание, и ничто не указывает в нём на ренессанс.

7 / 9

Барокко и рококо усложняют ренессансные постройки. Эти направления добавляют в здания больше деталей, украшений, пластичности, изогнутых линий. Они выглядят перенасыщено, за счёт чего у зрителя создаются пространственные и пластические иллюзии. Барочное здание почти всегда можно узнать по выгнутым или вогнутым поверхностям. Попробуйте понять, что из этого не барокко.

1

Нет, это же собор Святого Петра — один из главных образцов барокко. В нём видны всё те же ренессансные декоративные греческие фасады, но в них больше цвета, больше деталей, больше непрямых форм. Правильный же ответ — 3. Это Исаакиевский собор — поздний классицизм. В нём много деталей, но, в отличие от барокко, они не заполняют всё свободное пространство и тут нет пластичных форм.

2

Нет, это собор Святого Иакова в Испании. Он, конечно, напоминает готический собор, но в нём не так много заострённых форм и много пластики. Правильный же ответ — 3. Это Исаакиевский собор — поздний классицизм. В нём много деталей, но, в отличие от барокко, они не заполняют всё свободное пространство и тут нет пластичных форм.

3

Да, это Исаакиевский собор — образец позднего русского классицизма. В нём вновь возвращаются строгие и прямые греческие формы, только в отличие от ренессанса они не чисто декоративны и в них больше цвета, а в отличие от греческого стиля — там больше деталей и статуй. От барокко же его отличает, напротив, малое количество деталей — они не заполняют всё свободное пространство. К тому же, тут нет изгибов.

4

Нет, это же Зимний дворец — образцовое елизаветинское барокко. В нём много деталей и изгибов, заполняющих всё свободное пространство. Правильный ответ — 3. Это Исаакиевский собор — поздний классицизм. В нём много деталей, но, в отличие от барокко, они не заполняют всё свободное пространство и тут нет пластичных форм.

8 / 9

Барокко хоть и развивало достижения ренессанса, но всё же противопоставляло себя ему. Оно представляло собой бунт против ренессансного рационализма в искусстве. Классицизм же, напротив, продолжает традиции ренессанса, подражающего строгим античным формам. Постройки в стиле классицизма избавляются от барочных излишеств и пластичности, усиливая акцент на античных и ренессансных элементах. В них часто используются окна венецианские и римские, колонные портики, контрастирующие по своей пышности с практически лишёнными декора стенами, обработанные рустом углы, прямые линии, высокие окна и пилястровый (плоский, изображающий колонну) ордер, задающий вертикальную структуру фасада. Попробуйте понять, какое из этих зданий построено не в классицизме.

1

Нет, это Малый Трианон — образцовый дворец в стиле классицизма, построенный французским королём Людовиком XV для своей фаворитки маркизы де Помпадур. В нём нет никаких украшений. Вместо них строгие, компактные формы, состоящие из прямых линий, высокие окна и пилястры. Правильный же ответ находится под цифрой 3. Это Кикины палаты — дом одного из соратников Петра I, построенный в стиле барокко. Это видно по обилию изогнутых форм, украшающих конструкцию.

2

Нет, это же здание Большого театра. У него есть роскошный колоннадный портик и довольно скудно украшенные стены, никаких изгибов, свойственных барокко, а также ренессансные окна-бифоры и ниши. Правильный же ответ находится под цифрой 3. Это Кикины палаты — дом одного из соратников Петра I, построенный в стиле барокко. Что видно по обилию изогнутых форм, украшающих конструкцию.

3

Да, это Кикины палаты — дом одного из сподвижников Петра I в стиле петровского барокко. На нём довольно мало украшений, структура фасада задаётся пилястрами, но это всё, что можно усмотреть в этом здании от классицизма. Барокко же в нём выдаёт множество вогнутых и выгнутых форм.

4

Нет, это здание Малого Эрмитажа, которое, в отличие от основного здания Эрмитажа, выстроено в стиле классицизма. Это видно по колоннадному портику, противопоставленному стенам с довольно скудными украшениями, и тому, что здание состоит исключительно из прямых линий. Правильный же ответ находится под цифрой 3. Это Кикины палаты — дом одного из соратников Петра I, построенный в стиле барокко. Это видно по обилию изогнутых форм, украшающих конструкцию.

9 / 9

Классицизм оказался слишком нормативным течением для архитекторов, поэтому, будучи стеснёнными, они стали экспериментировать с уже имеющимися стилями. Они стали с археологической точностью воспроизводить их в новых формах построек. Благодаря этому появилось множество новых стилей, подражающих старым: неогрек, неовизантийский, неоготика, неороманика, неоренессанс, необарокко. В основном они отличаются тем, что детали оригинального стиля накладываются на фасады современных, чаще всего гражданских и многоэтажных построек, эти детали укрупняются, а каменные элементы заменяются штукатуркой. Основываясь на предыдущих вопросах, попробуйте понять, какое из этих зданий — неоренессанс.

1

Нет, это Никольский собор в Кронштадте, построенный в неовизантийском стиле. На это указывает сложная купольная система, передающая вес главного (сильно укрупнённого) купола по нисходящей, и тяжеловесный вид собора. Правильный же ответ находится под цифрой 4. Это Московский вокзал в Петербурге. Неоренессанс в нём выдают в основном окна-бифоры на первом этаже, сдержанное использование ордера, а также одинокая башня с часами, напоминающая об итальянских палаццо.

2

Нет, это дворец Белосельских-Белозерских на пересечении Невского и Фонтанки. Он построен в стиле необарокко. На это указывает обилие украшений по всему фасаду, изогнутые и пластичные формы, трёхчетвертные колонны, а также размер этих деталей — он гораздо больше по сравнению с обычными барочными постройками. Правильный же ответ находится под цифрой 4. Это Московский вокзал в Петербурге. Неоренессанс в нём выдают в основном окна-бифоры на первом этаже, сдержанное использование ордера, а также одинокая башня с часами, напоминающая об итальянских палаццо.

3

Нет, это неоготический дом Севастьянова в Екатеринбурге. Неоготику в нём выдаёт обилие стрельчатых форм и большое количество устремлённых вверх вертикальных линий. Правильный же ответ находится под цифрой 4. Это Московский вокзал в Петербурге. Неоренессанс в нём выдают в основном окна-бифоры на первом этаже, сдержанное использование ордера, а также одинокая башня с часами, напоминающая об итальянских палаццо.

4

Да, это Московский (Николаевский) вокзал в Петербурге. Неоренессанс в нём выдают в основном окна-бифоры на первом этаже, сдержанное использование ордера, а также одинокая башня с часами, напоминающая об аналогичных башнях многих итальянских палаццо.

| ТЕСТЫПутеводитель по классической архитектуре

0/9

Дом как дом, что вы пристали-то?! — Архитектура не ваш конёк

Возможно, вам будет ближе модерн и баухаус, но вы всё равно неплохо справились

У вас глаз намётан. Вы что, учились в архитектурном институте?

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться