«Бревиарий любви»: путешествуя по страницам средневекового манускрипта

«Бревиарий любви» — это французский манускрипт XIV века, хранящийся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Иллюстрации к нему выполнены в традиционном для книжной миниатюры готическом стиле, сформировавшемся во Франции XIII века, и представляют собой яркий пример оформления рукописей того времени. Давайте посмотрим, о какой любви может поведать бревиарий и чем он так уникален.

Кто и зачем создал «Бревиарий любви»

Автором «Бревиария любви», написанного готическим письмом на провансальском языке, является южно-французский поэт и трубадур Матфре Эрменго. Считается, что Матфре «создал свою поэму во имя Господа – отца чистой и возвышенной любви». Поэтому и назвал её «Бревиарий любви», по аналогии с Бревиарием, богослужебной книгой, состоящей из сокращенных литургических текстов. И это вполне оправданно, ведь автор рассмотрел и охарактеризовал практически все виды любви: к Богу, природе, человеку. А часть книги он посвятил и вовсе «Опасному трактату о любви к дамам».

Заказчик рукописи – весьма состоятельный человек, сумевший позволить себе роскошную книгу большого формата, украшенную обилием золота, множеством инициалов – укрупненных заглавных букв – и миниатюр (их в книге около двухсот). И хоть мы и не знаем имени человека, для которого выполнялась эта рукопись, сохранилась запись писца, свидетельствующая об этом заказе: «Иоанн из Авиньона, родом англичанин, писал эту книгу в городе Лериде для почтенного мужа… [имя стерто] гражданина Лериды, кого сохранит Господь, равно как и его близких, в добром здравии на долгие годы».

По страницам Бревиария…

«Бревиарий любви»: путешествуя по страницам средневекового манускрипта

Каждая глава «Бревиария любви» начинается с цветного инициала и выделенного красными чернилами заголовка. Первый из них гласит: «Comensa le breviaries d`amor» — «Начинается Бревиарий любви».

Так же, как и мы сегодня, французские средневековые писцы красным цветом отмечали важные места в тексте – например, помимо заголовков, это могли быть оглавления. Под заголовком обычно помещались первые миниатюры – это могли быть изображения писцов или апостолов. В нашем случае — это вводная иллюстрация, на которой изображен автор в мантии и берете, в его руках раскрытая книга, где написан обращенный к читателю текст: «Любовники — те, кто влюблен, кто имеет намерение делать добро, а не зло. Вот об этом моя книга».

Об истинной любви

«Бревиарий любви»: путешествуя по страницам средневекового манускрипта

Под центральной миниатюрой Бревиария стоит подпись: «Aisso es lalbres damor», что означает «Вот древо любви». Автор представил основную мысль своего труда через иносказания и символы. Так, на миниатюре, изображенной в виде генеалогического древа любви, все фигуры, ветви, листья и плоды имеют аллегорические значения в соответствии с идеями поэмы. Интересно, что, по мнению Матфре, все устройство мира построено на любви.

Первоисточником истинной любви, конечно же, является Бог, и мы видим его изображение в медальоне, расположенном в корнях древа. Дальше можем видеть, как от него отходят лучи, к которым крепятся совсем малюсенькие медальоны с человеческими добродетелями. От них вверх тянутся подписи и рисунки, обозначающие Природу, Любовь к своему ребенку, Радость, Любовь мужчины и женщины, Обучение и т.д.

Например, ствол древа – это прекрасная юная девушка, которая прижимает к себе медальон с надписью, посвященной ее ребенку, а это символ всеобъемлющей любви. Помимо центральной фигуры девушки, в миниатюре присутствует Христос и поверженный Дьявол. Кроме того, можно разглядеть и палачей, способных погубить ветви древа и разрушить добро, а также две женские фигуры, символизирующие Церковь и обезглавленную Синагогу. Согласно тексту автора, если человек сможет обладать всеми положительными качествами и добродетелями, перечисленными в медальонах, это сможет привести его к Вечной жизни – плоду на самой верхушке древа.

«Бревиарий любви» — образец готического стиля

«Бревиарий любви»: путешествуя по страницам средневекового манускрипта

Миниатюра выполнена в традиционном для иллюстраций французских манускриптов XIII века готическом стиле. Для него характерна условность, жесткость графичных линий, черный контур, очерчивающий предметы и персонажей. Фон миниатюры также традиционный — золотой и узорчатый абстрактный. Характерна и палитра – в ней предпочтение отдается красному, синему и зеленому цветам, которые в XIV веке начинают осветляться и обогащаться полутонами. Лица персонажей выполнены в типичном для того времени стиле: маленькие рот и нос, немного полноватые щеки, светлые вьющиеся волосы. В них нет и намека на индивидуальность. И более того, женщина перед нами или мужчина мы узнаем, скорее, по отсутствию или наличию бороды, длине волос и одеждам, складки которых обозначены штрихами.

Конечно, здесь еще не приходится говорить о светотеневой моделировке, но заметим, что за счет комбинирования более светлого и темного тонов в изображении одежд начинает намечаться объем.

Так чем же этот артефакт так примечателен? В «Бревиарии любви» присутствуют все основные элементы декора рукописей XIV века: нарядные инициалы (золотые на розово-синем фоне с белым лиственным орнаментом), фигурные рамки, виньетки, группирующиеся вокруг главного элемента декора — миниатюр, пестрящих сюжетными сценками. Яркость, праздничность и подчеркнутая декоративность книжных иллюстраций позволяют отнести эту рукопись к достойным образцам французской готики.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи