Корвет «Гремящий» — соперник украинского «Тернополя» и британского «Карифа»

Корвет «Гремящий» — амбициозная попытка укрепить возможности России проводить операции на ближних морских рубежах. Важно это событие и для Санкт-Петербурга. Ведь город, где строится корвет, задумывался царем Петром как «окно в Европу» и главный порт Российского царства. Практически сразу, начиная с момента закладки города, начали работать верфи, строившие корабли для российского флота и войны со Швецией. С тех пор изменилась страна, флот и принципы ведения войны на море. Неизменно одно — приморское положение города. Поэтому Санкт-Петербург, продолжает строить корабли.

Корвет «Гремящий» у достроечной набережной

30 июня со стапелей «Северной верфи» в Санкт-Петербурге сошёл корвет «Гремящий». После спуска на воду корабль будут какое-то время достраивать у заводской набережной. Судя по опыту достройки предыдущих кораблей, сказать что-либо о времени её окончания затруднительно. Официально срок установлен весьма обтекаемо: «конец года». Изначально сообщалось о том, что корвет войдет в состав Балтийского флота. Однако планы поменялись; теперь корабль планируется отправить в Тихоокеанскую эскадру, которая находится в хронически недоукомплектованном состоянии.

238 миллионов долларов

К сожалению, точная сумма изготовления «изделия проекта 20385» (в предназначенном для Алжира экспортном варианте он также имеет отдающее плагиатом название «Тигр») неизвестна. Большинство источников указывают сумму в диапазоне от 14-и до 18-и миллиардов рублей, или по меньшей мере около 238-и миллионов долларов. Цена корвета хотя практически и такая же, как и у украинского «Тернополя», британского «Карифа» или турецкого «Мильгема», но значительно меньше, чем у немецкого «MEKO A-100». И всё-таки, даже такая цена вызывает вопросы в стране, где только официально есть 20 миллионов бедных.

Какой он, корвет?

В самом общем смысле корвет – малый противолодочный корабль, водоизмещением меньше, чем фрегат. На данный момент у российского флота имеется линейка фрегатов более раннего проекта 20380. Сейчас в строю четыре корвета: «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий» и «Стерегущий». Изначально планировалось к 2020-му году построить восемь кораблей нового образца (из них некоторое количество планировалось на экспорт). Но требования доработок и  большое количество импортных комплектующих, включая германские дизельные двигатели MTU, попавшие в 2014-м под санкции, привели к решению России ограничить серию проекта 20385 двумя корветами (поправка от 30.06.2017:  начальник управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирал Владимир Тряпичников заявил на церемонии спуска, что планируется, помимо двух строящихся, построить еще два таких корвета; являются ли они предназначенными для экспорта, контр-адмирал не уточнил).

Технические характеристики

Заявленные характеристики: водоизмещение изделия — 2000 тонн, максимальная дальность действия – 4000 морских миль, максимальная скорость – 27 узлов, автономность плаванья — 15 суток. Экипаж корабля, включая группу обслуживания противолодочного вертолета КА-27, состоит из сотни человек. Энергетическая установка включает два дизель-дизельных агрегата 1ДДА-12000 производства АО «Коломенский завод». Корабль движется при помощи гребных винтов регулируемого шага немецкого производства. По словам специалистов, проект имеет «следы технологии СТЭЛС», что вполне можно считать достижением. Пока не ясно какая РЛС установлена на новом судне. На ранее спущенных на воду корветах серии устанавливалась РЛС «Фуркэ-2», неспособная обнаруживать цели на дальних дистанциях.

Более мощное вооружение

«Гремящий» — модификация стандартного корвета 20380: у него увеличен боекомплект ЗРК «Редут» (до 16-и единиц), а также ракеты Х-35 «Уран» (8 штук) заменены на «Калибр-НК». Отличается способ пуска торпед на универсальном корабельном стрелковом комплексе (УКСК). Остальное по стандарту предыдущего проекта: 8 торпед в УКСК, одно универсальное орудие (100-мм артиллерийская установка А-190-01), два шестиствольных зенитных автомата АК-630М калибром 30 мм, противодиверсионные средства защиты и некоторое количество крупнокалиберных пулемётов. Для защиты от подлодок используется вертолёт КА-27, размещаемый в специальном ангаре. Корвет был заложен 1 февраля 2012 года (второй корвет был заложен в 2013-м году.). Процесс его постройки до спуска на воду занял 5,5 лет. В длину «Гремящий» составляет 105 метров, в ширину – 13, в осадке – 7,95 метра. Водоизмещение – 2,2 тысячи тонн. Скорость хода — 27 узлов (несмотря на то, что скорость американского литорального корвета «Индепенденс» целых 44 узла, на фоне европейских и китайских аналогов «Гремящий» выглядит не так уж и плохо).

Может ли Россия догнать Америку?

Вместе с тем, современная война на море предусматривае авианосцев. С такими кораблями у нас проблема со времён Хрущева, заявившего, что большие корабои — лишь хорошие цели для ракет. Это ли стало тому причиной, но ВМФ РФ катастрофически отстаёт от США по числу таких кораблей. Каким образом Россия собирается компенсировать этот разрыв, и возможно ли это, неизвестно.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи