Естественные науки

Почему люди танцуют?

26 марта 2018 0

Танец девушки

 

Танец — одно из древнейших искусств. История, рассказанная языком тела. Еще это способ коммуникации и важнейший поведенческий паттерн, присущий каждой культуре. Танец кажется нам настолько естественным проявлением человеческого поведения, что мы даже не задумываемся, а почему мы вообще танцуем. Что происходит с мозгом и телом во время движений под музыку? Почему одни люди танцуют легко, а у других «обе ноги левые»? Какую информацию мы передаем в танце? Ответы на эти и другие вопросы есть у науки.

Откуда появился человек танцующий

Танец метафорично называют «поэзией тела» и «тайным языком души». Английский поэт и драматург Джон Драйден писал, что танец — самое прекрасное из искусств, потому что это не отражение жизни, это и есть сама жизнь. А с научной точки зрения, танец представляет собой формализованное человеческое движение, которое выполняется в определенном стиле под музыкальное сопровождение. Движение это нацелено на рассказ истории, установление коммуникации, передачу эмоций и идей. Эта сущность танца уходит корнями глубоко в его историю.

Считается, что танец берет свое начало в самых древних людских сообществах в качестве ритуального обряда, связанного с верованиями или какими-то событиями (рождение, смерть, сбор урожая).

Ряд антропологов даже выдвигают теорию о том, что до изобретения письменных языков танец был важным способом передачи информации из поколения в поколение.
Описания танцев можно найти у древнегреческих мыслителей вроде Платона, Аристотеля, Плутарха и Лукиана. Изображения танцующих людей археологи обнаруживают на китайской керамике эпохи неолита, в древнеегипетских гробницах и в наскальных рисунках по всему миру. По мере развития человечества усложнялось и приумножалось разнообразие танцев: бытовые, классические, народные, церемониальные — они прочно вошли в культурные практики подавляющего большинства обществ. Но откуда у людей все-таки взялась врожденная потребность танцевать?

Эволюция, нейробиология и гены — наши главные учителя танцев

Ответ на вопрос, почему мы танцуем — и даже почему некоторые люди делают это лучше других — можно найти в теории эволюции. Исследование, опубликованное в 2006 году, показало, что способность танцевать фактически связана с механизмом выживания. Для наших доисторических предков танцы были способом связываться и общаться, особенно в трудные времена. Более того, ученые считают, что те люди, которые обладали хорошей координацией и чувством ритма, могли иметь эволюционное преимущество.

По словам Стивена Дж. Митена, археолога из британского университета Рединга, наши предки научились использовать танец, чтобы привлечь к себе союзника или помощника, аж полтора миллиона лет назад.

Также, судя по недавним исследованиям, антропологи и эволюционные биологи сходятся во мнении, что природа танца кроется в механизме имитации. Подражая, маленькие дети, например, учатся говорить и выполнять те же действия, что и взрослые. В то же время опыт повторения укрепляет связь между восприятием себя и другими людьми, совершающими одно и то же. По аналогичной модели мы учимся танцевать, то есть не столько интуитивно сокращаем мышцы в такт музыки, сколько воспроизводим двигательные траектории, которые наблюдаем.

Некоторые исследователи полагают, что имитация поведения объясняется особыми нейронными структурами, в то время как другие эксперты утверждают, что разгадку стоит искать в когнитивных механизмах общего обучения и двигательного контроля организма. К слову, анализ мозговой активности, проведенный методом магнитно-эмиссионной томографии, выявил интересную связь.

Во время танца и во время подражания чьим-то действиям работают одни и те же нейронные схемы, происходящие в одних и тех же областях мозга — в первичной моторной коре, затылочной и височной долях.

Это наблюдение продолжает подкрепляться исследованиями особых клеток — зеркальных нейронов, расположенных в коре больших полушарий. Зеркальные нейроны были открыты лишь в 90-е годы, и многое о их функциональной роли еще предстоит выяснить. Но совершенно точно известно, что эти клетки активизируются при совершении конкретного действия и наблюдении за тем, как кто-то выполняет это же самое действие. Помимо этого, зеркальные нейроны особенно сильно возбуждаются, когда человек чему-то учится или проявляет эмпатию. Поэтому обнаружение повышенной работы этих клеток у профессиональных танцоров удивления не вызывает.

Тут стоит добавить, что биология танца куда более сложна. В комплексном исследовании, опубликованном в Scientific American, отмечается, что скоординированные движения, выполняемые под музыку, стимулируют центр удовольствия в мозге. Причем активизация этого участка мозга и повышенная выработка гормона дофамина происходят во многом именно из-за музыки, а не движений. То есть приятные ощущения, возникающие при прослушивании мелодии и ее ритма, усиливаются, если не просто слушать музыку, а двигаться в такт с ней. Взять, к примеру, бразильское традиционное искусство — капоэйру. Это и танец, и боевое искусство. Мастера капоэйры объясняют, что превращение боевых приемов в танцевальные движения под музыку неслучайно — именно удовольствие, получаемое от музыки и хореографии, позволяет искусно осуществлять боевые практики.

Кстати, помимо физиологии, в деле о танцевальной сущности замешаны и генетические закономерности. Любопытные данные получили израильские ученые, исследовавшие ДНК группы танцоров и людей, не знакомых с хореографией. В итоге генетики обнаружили интересный факт. У танцоров отчетливо выделяются два гена, связанные с предрасположенностью к тому, чтобы быть хорошими социальными коммуникаторами — во многом это связано с выработкой гормона вазопрессина. Кроме того, было обнаружено, что у танцовщиков более высокий уровень и другого гормона — серотонина, который, как известно, влияет на чувство радости и счастья.

«Спасибо, я не танцую» — ученые объясняют, почему не всем нравится танцевать

Итак, мы понимаем, как ведет себя во время танца наш мозг и что на его работу влияет. Но тогда возникают закономерные вопросы: почему одни люди любят танцевать, а другие чувствуют себя некомфортно за этим занятием? У них что, каким-то особым образом работает центр удовольствия или зеркальные нейроны? Отнюдь нет. Известный исследователь, психолог и глава лаборатории психологии танца в университете Хартфордшира Петр Ловатт нашел ответ в половозрастных характеристиках.

В 2009 году он провел крупное исследование с участием 13 700 человек. В этой работе он анализировал составляющие фактора «танцевальной уверенности» (ТУ) — причины, по которым одни буквально выбивают искры на танцполе, а другие обходят стороной классы хореографии или попросту прирастают к стулу на любой вечеринке с музыкой.

В результате своей работы Ловатт выявил, что в среднем уровень танцевальной уверенности у людей выше, чем он ожидал. При этом проявляется этот фактор с существенной разницей у мужчин и женщин.

Самый высокий уровень ТУ был отмечен у девочек младше 16 лет, поскольку на этом этапе они танцуют исключительно для собственного удовольствия. После этого возраста подростки начинают активно интересоваться противоположным полом и подсознательно расценивают свою способность танцевать как элемент, влияющий на выбор себя в пару. Добавим к этому стеснение, недовольство собой и прочие проявления пубертата и получим снижение фактора танцевальной уверенности практически до ноля. Затем колебания этого фактора происходят у женщин вплоть до 35 лет, когда достигают своего пика. А после 55 лет вновь сходят на нет в связи с менопаузой. У мужчин картина складывается иначе. С подросткового периода вплоть до среднего возраста уровень танцевальной уверенности практически не меняется, иногда возрастая год от года. А потом резко повышается к 65 годам.

Все эти выводы подтверждают теорию о том, что люди зачастую танцуют для налаживания социальных связей и выбора партнера. Кроме того, Ловатт обнаружил еще одну интересную корреляцию. Красивые женщины с хорошей генетикой в подавляющем большинстве отдают предпочтение мужчинам, которые танцуют, используя движения средней сложности. Но как говорит сам психолог: «Танцы — это прекрасно, но не спешите бежать на уроки танцев, чтобы наладить свою личную жизнь. Ведь это будет сродни пластической операции, которая замаскирует вашу естественную природу».

А если танцевать не получается не из-за недостатка уверенности, а по причине отсутствия чувства ритма? Этот вопрос ученые тоже уже брали на вооружение.

Проблема здесь может заключаться в ритмической глухоте — те, кто обладает ею, физически не могут попадать в такт музыки.
Журнал Philosophical Transactions: Biological Sciences в 2014 году представил большое исследование на эту тему. Тогда канадские ученые пришли к выводу, что все дело заключается в нарушении синхронизации внутренних биоритмов с внешними звуками, а уши и слух тут ни при чем.

Но как бы там ни было, способность танцевать, без преувеличения, дана практически каждому. К слову, танцевать ребенок может уже с возраста 5 месяцев. В этом смысле танец — естественное проявление нашей природы. И, как мы видим, он помогает выстраивать коммуникацию, снимать стресс, развивать память, пространственное мышление и многое другое. Поэтому даже если у человека все в порядке с уверенностью в себе и социальными связями, танцы «для себя» — отличная привычка, завести которую советуют медики, психологи и биологи. В конце концов, как писал Фридрих Ницше: «День прошел зря, если вы хотя бы раз не потанцевали».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться