Социальные науки

Образовательная модель будущего: топ трендов

12 апреля 2018 0

обучение, образование, современный, смартфон

 

Недавно министр труда и социальной защиты Максим Топилин подписал приказ об упразднении профессии стенографиста. Необходимость в специальном человеке, который мог бы выполнять эти функции, исчезла. Оно и понятно: какой смысл постоянно оплачивать труд специалиста, если можно один раз купить звукозаписывающее устройство? Кроме того, уже существуют программы, способные переводить человеческую речь в текст. Страх, что машины и роботы скоро заменят всех привычных специалистов, набирает популярность среди обывателей, и он не беспочвенный. Однако есть хорошая новость: в будущем, вместо исчезнувших профессий, появятся еще десятки новых. Но для того чтобы им обучиться, нужен принципиально иной подход к образованию. Какова образовательная модель будущего, способная отвечать всем требованиям рынка? Мы разберем шесть ее принципов, которые уже стали или станут трендами в ближайшей перспективе.

Рост значимости метакомпетенций

Компетентностная модель — понятие не новое. Скорее всего, все компетенции, которыми вы должны обладать, прописаны в образовательной программе специальности, которую вы получили в учебном заведении. Можете ради интереса поискать компетентностную модель выпускника вашего вуза и сравнить навыки, которыми вы реально обладаете, с теми, которые должны быть у профессионала вашего уровня. Что ж, если такая практика уже существует, то почему мы относим ее к образованию будущего? Кардинальное отличие заключается в том, что вы больше не будете получать определенный starter pack в вузе или колледже, вы будете формировать свою компетентностную модель самостоятельно. Подумайте, какие навыки нужны, чтобы стать полезным, а то и незаменимым, специалистом в той или иной области? Четкое понимание того, чем именно вам хочется заниматься, поможет определить для себя набор компетенций, на получение которых может уйти долгое время. Зато оно будет продуктивным.

Непрерывное самообразование

Принцип логично вытекает из предыдущего. В конце концов, необходимость в каком-либо навыке может появиться неожиданно, и процесс этот бесконечен. Комбинация компетенций тоже может выглядеть непривычно и ни у кого больше не встречаться в таком симбиозе. Если судить по «Атласу новых профессий», который разработали эксперты из разных научных областей, многие специальности будут существовать на стыке различных сфер деятельности. Например медиаполицейский или урбанист-эколог. Как влиться в эту, кажущуюся фантастической, реальность? Ответ лежит на поверхности — начать осваивать навыки самостоятельно. Учитывая, что знаний в каждой сфере становится все больше с каждым днем, полученные навыки будет необходимо постоянно совершенствовать. Иными словами, быть актуальным. Да, это непросто. Но легко ведь никогда и не было.

неон, работа, тяжело, труд

Как правильно осваивать навык, чтобы он у вас был, а не казался? Можно воспользоваться таксономией Блума, которая, по сути, является классификацией педагогических целей. Блум попытался систематизировать образовательные задачи так, чтобы они как можно лучше ложились под особенности человеческого мышления. Он вывел иерархию мыслительных процессов: запоминание (remembering), понимание (understanding), применение (applying), анализ (analizing), синтез (evaluating) и оценка (creating). Каждому уровню соответствуют свои наиболее эффективные методики постижения. И Блум даже определил глаголы, которыми можно легко описать эти методики. Для уровня запоминания подойдут задачи, которые начинаются со слов запомнить, повторить, перечислить и т. д. Для понимания нужно объяснять, описывать, обсуждать. Полностью ознакомиться с таксономией можно у самого Блума в книге «Таксономия Oбразовательных Целей: Сфера познания».

Исследовательский центр Pew провел опрос среди работающих американцев и выяснил, что 54 % считают важным постоянное приобретение новых навыков на протяжении всей карьеры. А российская компания ManpowerGroup в 2016 году узнала, что 93 % представителей «поколения Y» готовы потратить на дополнительное обучение собственные деньги. При этом все больше работодателей уверены, что обучение — это дело самого работника.

Цифровизация образования

Чтобы стать IT-медиком или техно-стилистом, нужно или убить все свободное время и нервы на посещение двух учебных заведений сразу, или убить все то же самое, но сидя дома за компьютером. Правда, во втором случае «неубитого» времени, которое можно потратить на отдых, останется гораздо больше. Онлайн-курсы уже стали для нас привычным явлением, но не все пока относятся к ним серьезно. А зря. Разработанные экспертами, они ничуть не хуже традиционных курсов, на которые надо ездить на метро после работы или основной учебы, а часто и лучше. Интерактив, обратная связь, KPI — грамотные создатели образовательных программ сделают процесс вашего обучения продуктивным и интересным. Начать можно с чего-нибудь несложного, например с курса по освоению Adobe Photoshop. Вы потратите гораздо меньше времени и денег, чем если бы поступили на дизайнера в университет, а портфель ваших компетенций станет увесистее и жирнее.

Специалисты предсказывают, что в будущем традиционные пары в университете и вовсе канут в небытие, а все студенты будут получать знания и умения, работая онлайн.

Демократизация образования и сдвиг сроков освоения

Не приходило ли вам когда-нибудь в голову, что вы зря просиживаете очередную пару по экономике, бесконечно повторяя один и тот же материал? А все, что преподаватель «размазал» на три лекции, можно было бы уместить максимум в 10 минут? Скорее всего, вы были правы, когда так думали. Процесс получения образования в учебном заведении может быть долгим. Единственно верный выход из этой ситуации — анализ различных образовательных программ, подходов, оптимизация их с учетом реального времени, которое может понадобиться для усвоения того или иного материала. Это глобальная работа, но она стоит того, чтобы быть выполненной.

Кроме этого, эффективность образования увеличит преодоление той огромной дистанции между преподавателем и учащимся. Отход от «авторитарного» режима в учебном заведении, предоставление большей свободы студенту, установление хорошего и постоянного фидбека от преподавателя — и есть та самая демократизация.

Заставлять кого-то что-то делать — бессмысленно. Ведь если человек не хочет учиться, то сделать из него квалифицированного специалиста не получится. А студент с мотивацией и так будет стремиться к быстрому и эффективному освоению образовательной программы.

Увеличение роли международного сотрудничества

Ввиду того, что технологические прорывы происходят неравномерно и в каких-то странах их больше, а в каких-то меньше, обмен опытом с иностранными специалистами становится все более важным. Научные исследования в основном проводятся международными группами ученых, а это значит, что университеты вынуждены заключать как можно больше партнерских соглашений с другими научными учреждениями, чтобы «не свалиться за борт». Процесс создания коопераций университетов, выгодных альянсов мы наблюдаем уже сейчас. Примером такого альянса выступает комитет по институциональному сотрудничеству, включающий в себя 12 исследовательских университетов Среднего Запада США (University of Chicago; University of Illinois; Indiana University; University of Iowa; University of Michigan; Michigan State University; University of Minnesota; Northwestern University; Ohio State University; Pennsylvania State University; Purdue University; University of Wisconsin-Madison). Очевидно, что число подобных объединений продолжит расти.

Edutainment: образование + развлечение

Edutainment — слово, образованное путем слияния двух: education (образование) и entertainment (развлечение), и, собственно, описывает всю суть подхода — обучаться развлекаясь. В сущности, идея стара: игра — это одно из первых средств познания окружающего мира в жизни каждого человека. И раз мы реально видим его эффективность, то почему бы нам не попробовать использовать его в старшем возрасте? Ученые давно заинтересовались темой и уже проводили исследования, в ходе которых проверяли эффективность обучения с помощью различных игр, в том числе и компьютерных. Вот, например, работа, в которой изучалась игра, рассказывающая о структуре биомолекул.

В последние годы тема геймификации образования становится еще интереснее для специалистов с распространением технологии виртуальной реальности. Корпоративный университет Сбербанка всерьез обсуждает внедрение VR в обучение, эксперты видят в этом перспективную для развития область. По словам директора по развитию образовательных технологий Сбербанка Дмитрия Волкова, инструменты VR в образовании должны давать дополнительную ценность, которую не могут дать иные, традиционные средства. Например обучение действиям в случае чрезвычайных ситуаций, развитие эмпатии, благодаря получению настоящих эмоций, снятие психологических барьеров, страхов и т. д.

Образовательная система больше не может оставаться в состоянии стагнации. Запрос общества, увлеченного разработкой и внедрением новых технологий, заставит ее изменяться, быть пластичной и гибкой. Вы можете стать частью механизма, требующего перемен: пройти онлайн-курс, заняться нетипичной для вас задачей и приобрести необходимые для того навыки, поделиться своими знаниями, разработав собственную образовательную программу, которая будет соответствовать должным критериям качества. Беспрестанно «прокачивайте» себя и тогда вам не нужно будет бояться того, что какой-нибудь робот окажется более перспективным сотрудником, чем вы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться