Социальные науки

Финансирование искусства: на кого равняться меценату?

21 апреля 2017 0

источники финансирования искусства

Brian A Jackson / shutterstock.com 

Финансирование искусства и подготовка специалистов этой сферы — это тема, которую я бы хотел затронуть, начиная цикл статей о санкт-петербургской школе дизайна. В общем курсе истории искусств основной упор делается на личность автора или на характерные особенности искусства того или иного периода. О финансировании искусства говорится только вскользь.


 

Финансирование искусства: а вы бы дали денег?

Финансирование искусства всегда находится несколько в тени. Кажется, что мир полностью зависит от героических творческих личностей, которые идут к своей цели вопреки всем обстоятельствам. Однако в большинстве случаев ни одна масштабная творческая идея не смогла бы реализоваться без того, чтобы кто-то просто взял и дал большую сумму денег. Казалось бы, что может быть проще? А Вы бы это смогли сделать?

«Конечно, да!» – ответит каждый уважающий себя мыслящий человек и зачастую чуть тише добавит: «Если бы у меня были эти деньги и они были бы для меня лишними…»  В действительности, хорошо обеспеченная часть населения поддерживает искусство и дизайн, в частности, покупая себе высокотехнологичные гаджеты, авторские драгоценности, наряды от известных кутюрье или мировых брендов, возводя коттеджи, дворцы и загородные виллы, открывая гостиницы, рестораны, клубы…

Деньги от «дорогих заказчиков»

Финансирование искусства происходит именно благодаря обеспеченным заказчикам. На их деньги выживает и всегда выживало большинство представителей творческих профессий. И для них это не «буржуи» и «воры проклятые», а дорогие и любимые заказчики, благодаря которым они могут жить и содержать свои семьи. Как говорит известный отечественный дизайнер Сергей Хельмянов: «Дизайн – это  игрушки для богатых». В принципе, это можно сказать практически о любом виде искусства, в который необходимы большие вложения.

Люди с большими капиталами с самого начала играли важную роль в формировании фундамента отечественной художественно-промышленной школы.

Дизайн — детище меценатов XIX века

Конечно, дизайнеры генерируют концепты изделий не только для элиты, но и для массового потребителя, удовлетворяя общественный спрос на удобные, красивые и недорогие вещи. Кто бы ни был заказчиком или целевой группой для той или иной дизайн-разработки, сами дизайнеры-профессионалы не появляются сами по себе. Этому учатся и этому учат. Подготовка дизайнеров для «постоянно возрождающейся» отечественной промышленности – это всегда особенно актуальная тема.

Основные профильные художественные учебные заведения, ставшие впоследствии фундаментом для всего отечественного дизайна, зародились в России еще в XIX веке. И их создавало не государство, а конкретные люди, вкладывающие в это дело не только душу и сердце, но и материальные ресурсы.

Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882). С.П.Юшков

Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882). С.П.Юшков. Источник: Wikimedia.org

Граф Строганов и его роль в финансировании искусства

Для Москвы таким благодетелем стал граф Сергей Григорьевич Строганов, вошедший в историю как русский государственный деятель, археолог, меценат, коллекционер, московский генерал-губернатор…

31 октября 1825 года он учредил первую в России рисовальную школу – «Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Она была бесплатной и открытой для всех талантливых детей независимо от их сословного происхождения. В 1843 году Строганов передал школу Москве, и она стала государственным учебным заведением. Сейчас это Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова.

Портрет Александра Штиглица (1814–1884)

Портрет Александра Штиглица (1814–1884). Источник: Wikimedia.org

Миллион серебром от Штиглица

Для Санкт-Петербурга таким же человеком стал барон Александр Людвигович Штиглиц. Вдохновленный примером создания в 1850-х годах в стенах Кенсингтонского музея образцов художественно-промышленного производства и основанной при нем художественно-промышленной школы, он передал в министерство финансов пожертвование на открытие и содержание в Петербурге Училища технического рисования. Сумма по тем временам была беспрецедентная – один миллион серебром.

Финансирование искусства с политическими целями

Изучающие историю финансирования искусства специалисты знают, что А.Л. Штиглиц был не просто вдохновленным меценатом. Он являлся одним из видных общественных деятелей, финансистом, промышленником и патриотом.  Барон прекрасно понимал, что русской промышленности остро необходимы художники с высоким уровнем подготовки, которые бы смогли обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке. Училище, основанное в 1876 году, открылось 29 января 1881 года. Сейчас это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица.

Мода на меценатство

Как можно убедиться на примере этих двух ярких исторических личностей, люди с большими капиталами с самого начала играли важную роль в формировании фундамента отечественной художественно-промышленной школы. И делали они это не из каких-то узких корыстных соображений, а потому, что любили свою родину и хотели внести свой вклад в ее процветание. И важно отметить, что это были не какие-то единичные случаи, а была своего рода мода на меценатство.

Тринадцать миллиардов на прощанье

Например, барон А.Л. Штиглиц настолько обожал свое детище, Училище технического рисования, что незадолго до смерти завещал учебному заведению колоссальную по тем временам сумму 9 690 642,32 рубля, на современные деньги это около 13 миллиардов. Его посыл звучал следующим образом: «для пользы развития художественной стороны отечественной промышленности». Это пожертвование сделало Центральное училище технического рисования (ЦУТР) самым состоятельным учебным заведением России тех лет.

«Идите в бизнес!»

На этом фоне очень странным и наивным выглядит современный общегосударственный тренд, когда в вузы приходят чиновники и говорят, что учебные заведения должны зарабатывать сами. С каждым годом они все больше сокращают государственное финансирование, что приводит  к сокращению штата преподавателей, со всеми вытекающими из этого последствиями. По большому счету, ни одно крупное учебное заведение до сих пор не может обойтись без значительного государственного финансирования да и без мецената-покровителя тоже. Когда у вуза есть и то, и другое – это и есть залог его «эффективности».

Финансировать искусство «без надежды получить медаль на шею»

Высокий уровень науки, искусства и, как следствие, производства в стране формируется «благодаря», а не «вопреки». И здесь снова вспоминаются слова А.Л. Штиглица, которые он написал в своем дневнике за год до создания ЦУТР: «Россия будет счастлива, если купцы будут жертвовать деньги на ученье и учебные цели без надежды получить медаль на шею…» Даже сто лет назад люди понимали, что учебный процесс, наука, искусство и бизнес – это связанные между собой части одного целого, которые служат друг другу, но не всегда являются одним и тем же.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться