О чем молчат российские почвы?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы публикуем там свежие новости и лучшие фотографии.
Сегодня наш эксперт, профессор, заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Михайлович Хомяков расскажет, почему проблема сохранения почв занимает особое место в международной экологической повестке дня, а также объяснит, какова ситуация с этим вопросом в нашей стране.
Как известно, 5 декабря считается Всемирным днем почв. Совет ФАО в 2012 году учредил Глобальное почвенное партнерство (ГПП), созданное для реализации устойчивого управления почвенными ресурсами. А в 2015 году прошел объявленный ООН Международный год почв. Тогда по всему миру проводились мероприятия по повышению уровня осведомленности людей о роли и месте почвы в развитии цивилизации и поддержания устойчивого функционирования планетарных экосистем. Ведь далеко не каждый знает, что деградация почв и утрата плодородия не позволяют рассчитывать на обеспечение продовольственной безопасности, повышение благосостояния людей, стабильное экономическое будущее любой страны.
Сейчас сформулированы и провозглашены «Добровольные руководящие принципы рационального использования почвенных ресурсов» (утверждены 155-й сессией совета ФАО, Рим, 05.12.2016). Стоит глобальная задача: раскрыть, укрепить и поддерживать потенциал почв не только для производства продуктов питания, но и для сохранения водных ресурсов, биоразнообразия, сокращения выбросов углерода, повышения устойчивости в условиях изменения климата
Мы, в частности, можем испытывать особую гордость, сознавая факт, что наш соотечественник В. В. Докучаев (1846–1903 гг.) является основателем российской и мировой науки о почвах (Pedology, Soil Science). Прошло 115 лет со дня смерти В. В. Докучаева, и невольно возникает вопрос: как же сейчас мы в России относимся к нашей почве, что знаем о ней, как определяем и как учитываем это национальное богатство?
Россия — самое большое государство мира. Оно занимает 17075,4 тыс. км2 (почти вдвое превышая США, Китай или Канаду), расположено на двух континентах, имеет максимальную площадь почвенного покрова по сравнению с другими странами. По площади пашни наша страна — четвертая в мире. Поэтому особенно важно проанализировать, насколько полно и адекватно отражено понятие «почва» в современном российском праве, как регулируется ее использование, хозяйственный оборот, что является объектом охраны, мониторинга и т. д.
Вопрос первый — есть ли место почве в российском законодательстве?
Очевидно, что невозможно изучать то, что не имеет легального определения или определено неправильно. В российском земельном законодательстве прослеживается четкая тенденция исключения вопросов, связанных с сущностью почвы. В федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» термин «почва» вообще отсутствует. Из ст. 11.1 в «Земельном кодексе» (от 25.10.2001 № 136-ФЗ) в 2006 году исключен «почвенный слой», что сузило представление о земельном участке до исключительно правовой и пространственной категории.
Согласно закону от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», эти самые недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя. А при его отсутствии — структурами ниже земной поверхности, дна водоемов и водотоков, которые простираются до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Что представляет собой почвенный слой, в законе так и не определено.
Из названия Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» также исчезло понятие «почвы». Этим законом, к слову, должен регулироваться мониторинг сельскохозяйственных земель. Очевидно, что плодородием могут обладать только почвы, а не земли.
Только Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» в ст. 2 п. 32 определил: почва — это компонент природной среды, состоящий из минеральных и органических частей, которые обеспечивают жизнедеятельность растений. Это не дает представления о природной сути и значении почв, их экологических функциях, ценности и незаменимости.
Тем временем президент Российской Федерации подписал 19 апреля 2017 года указ № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», где обозначены цели и задачи государственной политики, механизмы ее оценки и контроля. Понятие «земли» и «почвы» в документе разделено, но отмечено, что практически во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению их состояния.
Вопрос второй — какую информацию о почвах имеем?
Единый орган государственного управления, специально уполномоченный в сфере землепользования, отсутствует. Поэтому применяются две различные процедуры государственного мониторинга земель. А это создает ряд проблем правового и методического характера.
В распоряжении Правительства РФ от 30.06.2010 № 1292-р (ред. от 30.05.2014) говорится, что в настоящее время в большинстве российских субъектов продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.
Согласно приказу Минсельхоза России от 24.12.2015 № 664 государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой систему оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за изменением качественного и количественного их состояния, в том числе мониторинг плодородия таких земель.
Тут следует пояснить, что государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. В рамках первого осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением. Полученные сведения нужны для осуществления государственного земельного надзора, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией.
В рамках второго направления осуществляется мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и учет показателей состояния плодородия почв в соответствии с порядком государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков, видов сельскохозяйственных угодий.
Показатели мониторинга состояния земель являются, по сути, показателями состояния плодородия почв сельскохозяйственного назначения. Они предусмотрены порядком учета. Очевидно, что необходимо внести изменения в указанных документах, поскольку, как уже говорилось, с научной точки зрения, плодородием могут обладать только почвы, а не земли.
Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения.
Он проводится федеральными государственными бюджетными учреждениями (ФГБУ), подведомственными Минсельхозу России (департамент растениеводства, механизации, химизации и защиты растений). Это центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии. Годовое задание на выполнение работ устанавливается Минсельхозом. Периодичность обновления данных составляет 5 или 15 лет. Cписок показателей не допускает расширения.
Отдельного внимания заслуживают методическая база и стандарты проведения исследований. Образцы отбираются из слоя почв 0-20 см, по одному смешанному с площади от 6 до 25 га, в зависимости от типа местности. Это не отражает состояния плодородия почв, принимая во внимание природную пестроту почвенного покрова, его пространственную и временную изменчивость (динамику). Очевидно, что оценка плодородия не должна ограничиваться только их пахотным слоем, нужно учитывать и расположенные ниже генетические горизонты почвенного профиля.
Таким образом, требуется абсолютно новая методология оценки состояния и плодородия почв, вовлеченных в сельскохозяйственное производство.
Вопрос третий — как контролируем?
В архиве Государственной Думы можно отыскать законопроект «Об охране почв», много лет остающийся без движения. Он остался не востребованным даже в прошедший 2017 год — год экологии в России.
Из текста приказа Россельхознадзора от 18.09.2017 № 908 неясно, как будут проверяться ответы на 11 вопросов проверочного листа для свидетельства о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом требований земельного и природоохранного законодательства.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 № 612, существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений по не менее чем 3 критериям. Причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования. Сюда относятся следующие параметры: снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 %; снижение кислотности в кислых почвах (pH сол.) на 10 %; повышение щелочности в щелочных почвах (pH вод.) на 10 %; снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 %; снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 %. Учитывая сказанное о пестроте почвенного покрова, методике отбора образцов и изменчивости характеристик почв во времени, этот подход весьма противоречив.
Для федерального закона, из которого исчезло понятие «почвы», требуется корректировка названия, а также внесение существенных изменений и дополнений в текст. Правовые основы функционирования государственной системы экологического мониторинга почв должны быть пересмотрены, скорректированы с учетом положений указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» с последующим включением в план мероприятий Правительства РФ по ее реализации.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.