Проверено

Наука с человеческим лицом: психологи проверили, как люди воспринимают внешность ученых

внешность ученых

Valery Sidelnykov / shutterstock.com

Человеческое восприятие так устроено, что большую часть информации мы получаем с помощью нашего зрения. Именно благодаря этому явлению родились такие известные пословицы, как: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” и “Встречают по одежке, а провожают по уму”.

Деятельность ученого проходит, как правило, вне взора наблюдателей. А открытия, которые продвинут человечество вперёд, можно делать с трёхдневной щетиной и пятнами от кофе на халате. Но как внешность помогает сконструировать образ исследователя в глазах обывателя? Специалисты из Эссекского и Кембриджского университетов озаботились этим вопросом и провели собственное исследование.

Для начала была составлена группа из физиков и генетиков США и Великобритании, внешность которых использовали как пример.

Затем респондентов просили оценить каждое представленное лицо по нескольким параметрам: ум, привлекательность и предположительный возраст. После оценки участники указали, насколько им хотелось бы узнать о работах каждого из них.
В результате, респондентам было более интересно узнать о работах привлекательных ученых и тех, которые выглядят честными и компетентными. Чуть больше интереса участники проявили к пожилым специалистам и чуть меньше к исследователям женского пола.

С другой стороны, эксперимент показал, что респонденты склонны считать работы более привлекательных ученых менее важными.

Экспертное мнение

Светлана Дзахотовна Гуриева, член диссертационных советов по специальностям социальная и политическая психология, общая психология, педагогическая психология, эксперт РГНФ

«В ряде современных экспериментальных исследований было доказано, что внешность оказывает значимое влияние на восприятие, приписывание положительных качеств и т.д. В 1972 г. Дион (Dion) предпринял попытку доказать, что характер человека можно определить по лицу (люди наделяют более позитивными индивидуальными чертами характера и личностными качествами тех, кто кажется им внешне привлекательными). Эллис Игли (Eagly, 1991 г.) пришла к выводу, что более привлекательные люди воспринимаются как более общительные, обладающие социальными навыками, и более влиятельные. Однако Шеперд (Shepherd, 1989 г.) предупреждает, что нет никаких оснований думать о том, что можно дать точную оценку умственных способностей человека по его лицу.
Роль внешности и отношение к человеку было показано в экспериментах А.А. Бодалева. Им было доказано, что самое первое впечатление обусловлено признаками, характеризующими внешность человека.
Результаты, представленные в данном исследовании, продолжают традицию изучения влияния внешности на то, как коммуникатор будет оценен, как люди воспримут полученную информацию и насколько будут ей доверять. Это влияние, как известно, опосредовано, в том числе существующими стереотипами относительно конкретных социальных групп. Сформировалось устойчивое стереотипное суждение, что “хороший ученый” менее озабочен своей внешностью, так как для него важнее всего наука. Соответственно, привлекательный человек может не вписываться в стандартный образ ученого в глазах массовой публики».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться