Статьи

Нашествие Батыя на Русь. Зачем нужно было переписывать летописи

26 декабря 2018 0

XMongoly.jpg.pagespeed.ic.6MLimZDUY9

 

Научный журнал SciencePop продолжает цикл статей о нашествии хана Батыя на Русь. Сегодня сделаем небольшую остановку и подумаем о том, как могли появится нестыковки в летописях. Третью часть смотрите здесь, вторую – здесь, а первую – здесь.

Пока монгольскую армию не видно под кронами деревьев, попробуем разобраться с летописями.

В детские годы, из телевизора и от окружающих мы начинаем воспринимать понятия: «красота», «порядок», «хорошо и плохо». В средние века источником понятия «красота» был иконописец, за  «порядок» отвечал летописец. «Хорошо или плохо», но оба они вместе с окружающими жили в ожидании Конца Света и Страшного Суда. Что бы избежать возможных проблем на суде, иконописец черпал вдохновение исключительно в работах уже канонически одобренных. Работа летописца заключалась в компиляции библейских сюжетов с обязательным копированием фраз и кусочков текстов из священного писания. Видимо поэтому поход Батыя (1237-1238 гг.) похож на поход Игоря (941г.), поход Игоря похож на поход Олега (907г.), поход Олега на военную кампанию Иисуса Навина, а все это вместе имеет каноническую основу в тексте Первого Завета (Исх. 34:14-26)  «Жертвенники их разруште, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [ и изваяния богов их сожгите огнем]».

Хроника не являлась предметом работы летописца. Аутентичные тексты «Повести временных лет» представляют собой жанр похожий на жития святых или деяния апостолов, там нет никаких временных привязок. Годы, поставленные напротив событий, которые мы видим в современных изданиях «Повести…», взяты историками из византийских хроник. Более того есть сильное подозрение, что в слове «временных», мы неправильно ставим ударение на последний слог. Если поставить ударение на первый, то получится вполне средневековый смысл: «повесть временных лет до Конца Света». То есть повесть описывает подготовку христианского мира к этому событию. Об этом очень интересно рассказывает доктор наук И. Данилевский, советую посмотреть его на YouTube.

Igo2

Человек средневековья воспринимал конец света не только с опасением, но и с надеждой на вечную жизнь в Царстве Божьем. Причем царство это будет не на небесах, как мы сейчас считаем, а на русской земле. Христос явится «грядущим в облаках небесных с силою и славою великою» в окружении ангелов с мечами из молний. Войти он должен через Золотые Ворота в Иерусалиме, но там неразбериха (в 810 г. ворота замуровывают мусульмане, в 1102 их  размуровывают крестоносцы, в 1187 их снова замуровывают). Поэтому Золотые Ворота строятся в Киеве и во Владимире, и оба эти города начинают  бороться за статус Нового Иерусалима, за право встретить Христа. Золотые Ворота, правда есть еще в Константинополе, но с 1204 г. он под властью латинян (католиков). На Руси уверены – Иисус не захочет иметь дело с ними. Напротив ворот в Киеве и во Владимире строятся храмы в которых Иисус будет «сидеть на престоле славы Своей». «И соберутся перед ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов”(Матфей 25:32). «И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов-по левую» (Мф 25:33). Козлы – не христиане, это понятно,  их сразу в ад (тартар). Его располагали тоже на земле, где-то на севере. Принадлежность к стаду овечьему ( христианам) еще не гарантировало вечную жизнь в Царстве Божьем. Возьмут туда только не сказавших слов праздных (Мф 12:36) и людей чистых в помыслах (Евр. 4:12).  Поэтому человек средневековья говорил, рисовал, писал и думал очень осторожно.

Считалось, что после своего вознесения, Христос ненадолго спустился в ад (тартар), где закрыл дьявола. Как на долго, в священном писании не сказано, но общественное мнение считало, что на 1000 лет. После этого срока ворота тартара раскроются и дьявол (антихрист) придет на землю, принеся много несчастий. Вслед за ним должен появиться Христос и на земле одержать окончательную победу над ним.

Неудивительно, что когда появились монголы, христиане решили, что ворота тартара раскрылись, и это люди оттуда. Первое использование  термина «тартары» зафиксировано в письме грузинской царицы Руссутаны папе римскому в 1224 г. Позже этот термин проник в русские летописи, потеряв одну букву. На европейских средневековых картах появляется страна Тартария, она занимала захваченные монголам территории, включая Залесье. Даже после того, как Иван Грозный объединил под своим контролем земли Золотой Орды, его царство на карте все еще называлось Тартарией.

Вернемся к Батыю. Почему в текст Лаврентьевской летописи и “Повести о разорении…” верят Татищев, Карамзин, русские, советские и российские историки, учащиеся старших классов и 90 процентов населения?

Кто-то из великих сказал: «Не бывает сложных истин». Истина существует на уровне рефлекса. Мы можем сколь угодно витиевато скрывать что-то словами, но рефлекс нас выдаст ( рефлекс И. М.  Сеченов называл “рефлексом”, Зигмунд  Фрейд “подсознанием”). То, что наши поступки продиктованы рефлексами (подсознанием) заметили еще люди древности. Более  того, поскольку набор основных рефлексов ограничен, взаимные рефлексии рождают ограниченный набор жизненных ситуаций. После изобретения письменности люди начали записывать эти свои наблюдения, сейчас эти записи мы называем мифами (истинами). В эллинских мифах, поэме о Гильгамеше,  “Илиаде”,  “Одиссее” и Ветхом Завете ( назовем это первоисточниками) описаны все человеческие архетипы, все жизненные и исторические ситуации, случившиеся с человечеством и ничего нового с тех пор не произошло.

В Ветхом Завете Авраам поднимается в гору, неся охапку дров, чтобы на вершине разжечь жертвенник и на нем принести в жертву своего сына Исаака, но в последний момент бог останавливает жертвоприношение. Бог благословляет Авраама.

В Новом Завете Сын Человеческий поднимается в гору, неся деревянный крест, чтобы принести себя в жертву, но бог останавливает жертвоприношение. Бог благословляет Сына.

Из первоисточников мы узнаем, что для легитимизации верховной власти необходимы две вещи:

1 : Принести жертву богу (богам).

2 : Убить “дракона”.

Простой пример. 31.12.1999 Борис Николаевич отрекается от власти. Слеза навернулась на глаз, голос срывается. По Фрейду отказ от власти – «самокастрация». Жертва. В тот же день в присутствии Патриарха всея Руси Алексия II он передает свои полномочия приемнику. Приемник, начав с Северного Кавказа, отрубает головы дракону. Он Ланцелот.

Сегодня мы видим:  Бог принял жертву, посчитав ее достаточной. Дракон лишается голов. Ланцелот любим. Никто не помнит, что президентом, приемник, по итогам выборов, стал только несколько месяцев спустя.  Никакая ВЫБОРНАЯ власть не может соперничать с САКРАЛЬНОЙ (рефлекторной, подсознательной).

О том, что в передаче власти должен быть сакральный смысл наши предки знали лучше нас. В XV веке  Московские князья, с ростом населения, а значит и налогооблагаемой базы, богатели. Ордынские ханы, из-за того, что товары в Европу португальцы начали доставлять кораблями, беднели. Амбиции свойственны богатым людям. Князьям захотелось власти над ханами. Но была одна проблема. Ханы считались царями, царь значит первый после Бога, князья были только вторыми. По ордынским сакральным понятиям, а залесская элита, уже 2ОО лет жила по ордынским понятиям, и называла себя “Ордою Залесскою”; царем мог быть только представитель рода Чингизидов. Даже великий Тамерлан, делал вид, что подчиняется чингизиду Тохтамышу, и платил ему дань.

Со всем этим надо было что-то делать.

Img4

Тут  появляются уже упомянутые тексты в летописях. Похоже основным заказчиком, выступали не князья, а церковь. Там первыми поняли, что стать вровень с чингизидами и даже выше, можно другим путем. «Греческий царь» был среди первых после бога – самым первым. Дни его, как земного правителя подходили к концу ( Царьград окружен турками). Поэтому в Московии решили забрать себе его божественные права, пока на них не стал претендовать кто-то другой. 16 января 1547 г. митрополит Макарий потащил упирающегося 16-летнего отрока Ивана Васильевича, позже ставшего «Грозным», в Успенский собор венчается на Царство. Для этого все было подготовлено.

Уже был написан поход «безбожного» хана Батыя, с пожарами, убийствами и прочими несправедливостями. Помимо «жертв» второстепенных (Федор Юрьевич, Евпрасинья и ее сын Иван), была выбрана главная – сакральная; Юрий Всеволодович великий князь Владимирский (Московские князья считались приемниками Владимирских). В битве с «окаянными» у него была отсечена голова. На похоронах во Владимирском Успенском соборе голова его «прилипла к честному телу», а рука поднялась, благославляя приемников (князей Московских).

Теперь нужен был «Дракон». Драконом был назначен Мамай. Большей несправедливости трудно себе представить. Мамай ничего плохого не делал князьям Московским, он даже дань с них перестал брать. Тем не менее автор «Задонщины» (других первоисточников нет) уверяет, что именно его Дмитрий Московский разбил за Доном 08 (21) сентября 1380 г. (Карамзин назвал это битвой на Куликовом поле). Это очень странно потому, что весной 1380 г. Тохтамыш взял Азов и зажал войска Мамая  в Крыму, а в октябре того же года разбил его в битве на реке Калка. Это недалеко от Мариуполя, до Куликова поля около 1000 километров. Крым был главным источником богатств Мамая; там происходила разгрузка товаров с верблюдов шелкового пути на генуэзские корабли.  Поэтому непонятно, что за несколько недель до битвы на Калке, в сентябре, делал Мамай в лесах за Воронежем. Даже, если бы он одержал победу, ему не пройти в Залесье пока реки не замерзнут. Может он грибы собирал? И это в тот момент, когда Тохтамыш готовился отнять самое ценное, что было у него тогда, а у нас сейчас – Крым.

Все это значения не имеет, главное после прочтения «Задонщины» на митрополита Макария снизошло озарение, он понял, что пазл сошелся.  Была «жертва» и был «дракон».  Ему оставалось строго сказать Ивану то, что много лет спустя граф Пален скажет заплаканному Александру, будущему Российскому императору: «Довольно ребячества. Ступайте царствовать». Удивительно, но у обоих молодых людей все получилось. Они убили своих драконов.

Но в нашем параллельном времени армия Батыя еще только подходит к первому русскому зимовью, в летописи оно названо Пронск. И хан размышляет: сжечь его к чертовой матери или купить у местных заготовленную к его приходу еду и солому.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться