Статьи

Нашествие Батыя на Русь. Часть 5. “Злой хан – добрый хан”

7 января 2019 0

00095338 N1

 

Продолжаем цикл о нашествии Батыя на Русь. Сегодня речь пойдет о том, где летописи и художественные тексты говорят неправду. Предыдущая часть – здесь. А начало цикла – здесь.

«В занесенном снегом зимовье Пронск с утра царило веселое оживление. Вчера в зимовье приехали толмачи и предупредили о приближение монгольской армии. Еще летом, через купцов, монголы сообщили прончанам, что хан собирается взять их под свою крышу и прибудет, как только замерзнут  реки. Такого количества всадников и лошадей прончанам принимать еще не приходилось. У местных крестьян они скупили еще не выросший урожай. Крестьяне, когда к ним начали приезжать купцы с других зимовий, поняли, что продешевили. Но местный «авторитет» Всеволод Пронский (в летописи он назван князем) строго сказал, чтоб даже не думали продавать и пришлых покупателей гонял.

Хана ждали с нетерпением. Прончане, уставшие от «беспредела», творимого «суздальскими», «владимирскими» и «тверскими» на дороге в Новгород, говорили: «Хан придет наведет порядок. Будет у нас все как у людей. Во-первых, Всеволода урезонит. Во-вторых, купцам охранные грамоты раздаст. Станет их много. Пронск может даже статус караван-сарая получит, охрану, чиновника посадят, а наши жалобы прямо в Сарай хану передавать будут».

Энергичный Всеволод доказывал толмачам свою незаменимость. Под его руководством доставалось сено из амбаров, вдоль берега рубилась гигантская прорубь чтобы лошади могли пить одновременно, на куски резалось мороженное мясо. За все будет заплачено серебром – говорили толмачи».

Весь, выше приведенный текст я заключил в кавычки с единственной целью- показать, что он вполне мог бы быть взят из романа Василия Яна «Батый», если бы у писателя был другой заказчик. Текст хуже по художественному содержанию, но зато отражает вечное  желание русского человека жить в справедливости, небогато, но честно и не хуже, чем за границей.

«В сумерках, на тропе, проложенной по льду речки Прони появились первые всадники – разведка. “Идут! Идут!”- в восторге кричали деревенские ребятишки, выбежавшие за частокол. Всеволод собирал людей, чтобы зажечь приготовленные факелы и осветить дорогу». Вы не верите?

А если я подобным образом опишу приход в Новгород 862г. князя Рюрика? Ему повезло – он вошел в нашу историю – хорошим. «И встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву….. Земля наша велика, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами» ( «Повесть временных лет»).

К  XIII веку рюриковичей  стало много, «и была между ними усобица», нужен был «чингизид», «чтобы владеть ими и судить по праву».  Появилось представление о вертикали  власти, она казалась «лестницей святого Якова». Князья должны держать лестницу, уходящую в небо, по ней кто-то один (царь) может подняться и узнать у бога что-то важное. Поскольку летописцы любили повторяться, не исключено, что приход Батыя в текстах XIII-XIV веков, изображался похожим на приход Рюрика. Да и трудно представить другое, в то время митрополиты ездили в орду для подтверждения своих полномочий. В 1313 г. в ярлыке, выданном ханом Узбеком митрополиту Петру говорилось: «Да прибудет митрополит в тихом и кротком житии и …  без печали молит Бога за нас и детей наших. Кто дерзнет порицать веру русскую, кто обидит церковь, монастырь, часовню, да умрет». В XIV веке, благодаря заступничеству монголов и отсутствию налогов, в Залесье было построено, причем в основном в камне, 180 монастырей. Таких строительных объемов страна еще не знала.

Вступая в Пронск, Батый размышлял: «Народ здесь искренний, караваны встречать умеют, надо сделать так, чтобы было у них все как у меня на Шелковом пути». И действительно в городах он посадил  чиновников (в наших учебниках их называют – баскаками), которые следили за тем, чтобы местные авторитеты не брали слишком много и с собранного платили  вмененный налог- «выход». Но, то ли русская действительность повлияла на баскаков и они начали воровать, то ли возникли логистические  сложности по доставке «выхода»  в Сарай (несколько телег, груженых серебром необходимо было охранять ). Короче, монголы решили – сами собирайте, сами и привозите.

Жаль, что с караван-сараем у прончан не получилось. Ненавистный Всеволод по-прежнему собирал с них дань и делился с князем Рязанским, тот делился с князем Владимирским (потом Московским). Князь Владимирский (потом Московский ) часть собранного отвозил в Сарай и там объяснял хану, почему в этот раз меньше, чем в прошлый. В результате выгодопреобретателями похода Батыя оказались князья, особенно Московские. Москва стала единственным городом в Залесье, который бурно развивался и князья там уже не столовались, а отодвинув городской совет сели на престол. Князья не были заинтересованы в развитии торгового пути через Залесье, так как таможенные и торговые сборы доставались городам. В результате ганзейские товары пошли в Сарай через Волгу, а Залесье оказалось отрезанной от международной торговли. Города беднели и попадали в зависимость от князей, лучшие ремесленники уезжали в столичные города – Сарай и Каракорум. Сельская  местность напротив (Так и хочется сказать назло учебнику истории «благодаря крепостному праву») переживала аграрную революцию и население быстро росло. После того как Залесье получило царя, наступило затишье в междуусобных разборках. В XIV веке был зафиксирован период, когда около 30 лет не было никаких боевых столкновений между залесскими князьями. А когда они случались до и после этого периода – повод был один:  кто отвозит «выход» хану в Сарай. Тевтонцы и литовцы, боясь Чингизидов в Залесские пределы не вторгались. Видя все это Смоленское княжество в 1274 г. само попросилось в «татарское иго».

Так каким царем был Батый? Добрым или злым? Летописцы  и историками считают «злым». Не буду с ними спорить. Они честно отрабатывают заказ, подгоняя историю страны под архаичную схему, существующую со времени появления мифов. Жертвы и герои должны в  этой схеме чередоваться правильным образом. Задача историка “жертвенность” и “героизм” многократно усилить. Схема эта глубоко психологична, действует на уровне рефлекса, и поэтому встречает понимание у читателей.  А кому из персонажей повезло, а кому нет, не так уж важно. Пусть спасибо скажут, что вообще в историю попали.

  1. S. А без “жертв” и “героев” можно? Алексей Балабанов в фильме «Брат» гениально рассказал историю взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Причем сделал это за несколько секунд. Если помните, у старшего брата была кличка “Татарин”. В конце фильма он, не справившийся с жизненной ситуацией, плачет на плече младшего брата (Данилы Багрова). Данила успокаивает его и говорит, что помнит, как в детстве, когда он на рыбалке ногу проколол, старший (“Татарин”) на себе его до дома 10 километров тащил. “Ты же мне вместо отца был. Я тебя папой называл”. Но сейчас старший нуждается в защите. И Данила говорит бандиту, которого отпускает: “Своим скажи. Кто брата тронет – убью”. Помните, как за 700 лет до этого хан Узбек сказал :”…. Кто дерзнет порицать веру русскую, обидит церковь, монастырь, часовню, да умрет”.

Вот так вот.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться