Восток — дело мудрое. О вкладе науки арабской в науку мировую, часть первая

[mybigtext]Хорошим качеством историка считается умение видеть исторический контекст целостно, но при этом с глубоким знанием конкретных моментов. История науки не исключение — у развития научного знания есть свои этапы и региональная специфика. Из-за того, что наука и современная культура заточены под западную цивилизацию, в голове у людей складывается неправильная картина. Многим кажется, что сначала науку двигали мудрые седобородые греки и римляне в тогах, потом на их место пришли монахи и алхимики Средних веков, потом подъехали рационалисты Просвещения и Нового времени, а за ними — привычные нам ученые в белых халатах. Конечно, все это было. Но тут упускается много важных неевропейских деталей. Об одной такой детали мы поговорим в нашей статье.[/mybigtext]

С наступлением Средневековья в Европе многие научные труды времен античности, как неподходящие по своей картине мира христианству, были забыты или запрещены. Школы, созданные философами, также закрывались, а сама философия приобрела богословский уклон и теологический оттенок. Не стоит выносить гневных суждений истории, особенно с современных позиций. Так получилось из-за стечения многих обстоятельств, да и развитие не прекратилось, вопреки тому, что любят громко провозглашать противники клерикализма.

Еще в период Высокого Средневековья (середина XI-конец XIV века) в Европу проникают и находят живой отклик в умах теологов труды Аристотеля. Во многом именно они легли в основу схоластики — системы философии, в которой теолого-догматические посылки развиваются вместе с аристотелевской логикой. Но как Аристотель и некоторые другие античные писатели вновь попали в Европу? Ответ прост: от арабов.

Арабская наука и философия, несправедливо забытая на фоне науки европейской, дала миру такие достижения, которыми мы пользуемся и сейчас. Большинству известна только суперзвезда арабского интеллектуализма, врач Авиценна, который на самом деле ибн Сина. Так что мы берем на себя смелость восстановить справедливость и рассказать, что к нам пришло из средневековой арабской мысли.

Восток — дело мудрое. О вкладе науки арабской в науку мировую, часть первая

Общая картина

В годы жизни главного исламского пророка Мухаммеда, разрозненные племена и общины Аравийского полуострова стали объединяться в огромную политическую мощь под знаменем ислама. После смерти пророка в 632 г. н.э. наступила эпоха праведных халифов, которые в соответствии с постулатами веры начали нести её во все концы. Конечно, распространение ислама не ограничивалось проповедями — вместе с верой халифы разносили на кончиках своих копий и сабель политическую власть над регионом. К 661 году, когда эпоха праведных халифов кончилась (всего их было четыре), арабское царство, или халифат, занимало весь Аравийский полуостров, Ближний Восток, Иран, запад Закавказья и запад современной Турции, восточные области Пакистана и Афганистана, Египет и север Алжира.

За праведными халифами пришла династия Омейядов, которая распространила халифат дальше, и на Западе его границы проходили неподалеку от современной Испании с Францией. Конец арабской экспансии в средневековую Европу положил Карл Мартелл, выигравший битву при Пуатье (732 г.), но на отвоевание Испании у европейцев ушли долгие семь веков. На весь этот период арабская Испания стала перевалочным пунктом знаний в Европу, через её влияние схоласты узнали Аристотеля и его главного комментатора Аверроэса, то есть ибн Рушда.

В эпоху завоеваний и расширения халифата бурно менялись и развивались регионы, в которые приходили арабы. Ислам не запрещает науку и даже в чем-то поощряет, для чтения Корана нужна грамотность, поэтому повсюду начали возникать медресе — религиозные учебные заведения. Более того, в практике праведных халифов и некоторых их потомков стало нормальным и в общем-то престижным потворствовать наукам, строить обсерватории и другие центры научного знания.

Считается, что научные идеалы вместе с текстами проникли в арабский мир через сирийских христиан-раскольников, несториан, которых византийские власти прогнали из Сирии. В V в. их изгоняют, и несториане закрепляются в Персии, где тогда правит династия Сасанидов. После покорения Персии арабами, а особенно после того, как Аббасиды свергли Омейядов в 750 г., накопленный за 200 лет багаж персов, воспринятый от несторианцев, распространился на жителей халифата.

Так начался золотой век ислама, который продлился с VIII по XII века н.э. В XII веке началось постепенное разрушение и без того раздробленного халифата, в регион сначала пришли турки-сельджуки. В XIII веке проблем добавили монголы, которые в 1258 году даже захватили Багдад, а в последующие столетия арабская власть пала под ударами Османской империи и европейских держав. С разрушением экономической и политической базы арабской науки и философии её буйное цветение прекратилось. Но за те годы, когда халифат был в силе, арабы сумели дать миру столько, что одной статьи будет маловато. Однако попробуем перечислить.

Да, под арабской наукой мы будем понимать достижения всех ученых, которые жили на территориях халифата и писали по-арабски, среди них могут быть персы, сирийцы, африканские арабы, испанские арабы и еще много кто.

Алгебра

Одна из самых «арабских» областей мировой науки — это алгебра. Влияние восточных ученых здесь настолько высоко, что само название произошло из арабского الْجَبْر‎, «аль-джабр» — восполнение.

С помощью неизвестных ныне арабских ученых мы имеем более удобную десятичную систему счисления от 0 до 9, используем ноль в том смысле, в котором привыкли, и располагаем цифры в числе по их значимости, в отличие от римских чисел. По поводу самих цифр в науке сложилось мнение об их индийском происхождении, и это весьма вероятно — арабы были хорошо знакомы с Индией. Но история запомнила современные нам всем цифры как арабские.

Этого было бы уже достаточно, но у арабских умов были и конкретные достижения в алгебре.

Восток — дело мудрое. О вкладе науки арабской в науку мировую, часть первая

Одним из величайших арабских математиков считают Аль-Хорезми, родившегося на территории современного Узбекистана в семье зороастрийского жреца. Именно его трудами по накоплению, систематизации и организации научных знаний античности и индийских мудрецов арабская математика обогатилась необходимыми для развития основами. Он же популяризовал систему индийского счета, которую сейчас знаем мы, и написал трактат «Краткая книга об исчислении аль-джабра и аль-мукабалы», из которого и возникло слово «алгебра». Само произведение рассказывало о квадратных и линейных уравнениях.

Выдающимся математиком, который специализировался на тригонометрии, был Аль-Бируни. В своем масштабном «Каноне Мас’уда» он, среди прочего, составил таблицы тангенса, котангенса, секанса и других функций угла с шагом в один градус.

В основном арабские ученые не создавали принципиально новое знание, а сохраняли и улучшали старые концепции. Так, в трудах средневековых исламских математиков были разработаны численные методы: извлечение корней, операции с десятичными дробями, системы решения уравнений. Особое внимание получила тригонометрия, которой, кроме Аль-Бируни, занимались и прочие арабские математики, причем как плоской, так и сферической.

Восток — дело мудрое. О вкладе науки арабской в науку мировую, часть первая

Астрономия

Как современная алгебра находит арабский след в своих цифрах и названии, так современная астрономия напоминает о временах халифата названиями звезд и созвездий. Альтаир, Альдебаран, Ригель, Денеб пришли к нам из арабского языка.

Восток — дело мудрое. О вкладе науки арабской в науку мировую, часть первая

В мусульманском мире важными вопросами было составление календаря для определения важных дат, а также ориентация в пространстве для молитвы, которая должна быть обращена в сторону Мекки. Благодаря этому, астрономия была почетным делом в халифате, а от арабских ученых осталось много ценных наблюдений.

Известен арабский перевод сочинения Клавдия Птолемея, который называется «Альмагест», в котором были изложены основы космологии, определившие развитие исламской астрономии на пять веков. Так, аль-Батани, известный в Европе под именем Альбатегний, определил величину прецессии, точно измерил эксцентриситет земной орбиты и открыл движение апогея Солнца. Он же создал подробные астрономические таблицы «зиджи», которые настолько точно описывали небесные явления, что ими пользовались даже в XVIII веке.

Аль-Бируни, уже знакомый нам по тригонометрии, не только детально описал явления солнечного и лунного затмения, но и до Коперника предложил гелиоцентрическую систему, указав на слабость системы геоцентрической.

Выдающимся деятелем исламской астрономии был султан Улугбек, правивший в Средней Азии. Хоть политически он и не относится к высоким умам халифата, его традиционно причисляют к средневековым исламским ученым. Пользуясь своим могуществом, он построил одну из самых масштабных и оборудованных обсерваторий Средневековья — в ней, например, был 40-метровый мраморный секстант, установленный в плоскости меридиана. Главное сочинение Улугбека — «Новые астрономические таблицы» — рассказывает о положении более чем тысячи звезд, а также об основных постулатах астрономии того времени.

Восток — дело мудрое. О вкладе науки арабской в науку мировую, часть первая

Медицина

На голову, если не больше, арабы переросли европейцев в деле врачевания. Несмотря на то что ислам запрещал вскрытие трупов, арабская теоретическая и наблюдательная база была настолько широка, что они стали лидерами в области медицины в Средневековье.

Толчок всему арабскому врачеванию дали первые переводы Галена и Гиппократа, которые запустили процесс 500-летнего развития. За это время были написаны свыше 70 трактатов, составлены рецепты настоек, пилюль и припарок, описаны обширные атласы растений и их лечебные свойства.

В арабской медицине две главные звезды — всюду известный Авиценна и Разес.

Восток — дело мудрое. О вкладе науки арабской в науку мировую, часть первая

Разес, или Абу Бакр Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази, родился в VIII веке в Иране, а умер в первой трети века IX в Багдаде. Он инициировал строительство первой багдадской больницы, он же руководил ею после постройки. Разес обобщал знания греческих, сирийских, римских, византийских, египетских и персидских врачей, дополняя их своими комментариями, которые он составлял на основе увиденного на практике. Всего за свою жизнь Разес написал около 50 сочинений. Он же придумал применять прививки от оспы.

Достижения Авиценны, в оригинале ибн Сина, богаты и обширны. И свое место в истории он получил именно как теоретик и практик врачевания. Его фундаментальный труд «Канон медицины» настолько крепко прижился в Европе, что по нему учили врачей еще в XVI веке, то есть спустя 500 лет после смерти самого Авиценны.

[mydoubleline]Разница в уровнях арабской и европейской медицины тех времен показательна в истории про рыцаря-крестоносца, у которого случился нарыв на ноге. Находясь в походе по святым землям, он обратился за помощью, и местный эмир прислал к нему врача. Врач приложил к гнойнику припарки, тот прорвался и начал подсыхать. Жена рыцаря болела «сухоткой» (неизвестно, что понимал под этим словом автор), и доктор предложил ей диету из свежих овощей. И благородное семейство имело все шансы на выздоровление, но появился некий франкский врач, который сразу сказал рыцарю, что тот будет либо жить с одной ногой, либо умрет с двумя. Воин на ампутацию согласился. Когда ногу начали рубить, первый удар не достиг цели, вторым рыцарю раздробили кость, и он умер. Хуже пришлось его жене, которую франкский врач обвинил в одержимости, приказал остричь бедную женщину и держать на чесноке и горчице. «Сухотка» усилилась, и франк решил, что бес переселился в голову. На это нашлось свое решение: кожу на голове разрезали до черепа и втерли туда соль. Женщина умерла. Тогда изумленный арабский врач удалился обратно в свои края, рассказав эту историю эмиру, чей племянник Усама ибн Мункиз сохранил ее для истории.[/mydoubleline]

На этом кончается первая часть нашего экскурса в арабскую науку Средневековья, впереди еще философия, исламское богословие, физика и бытовые вещи, подаренные нам Востоком. До встречи.

Восток — дело мудрое. О вкладе науки арабской в науку мировую, часть первая

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи