Социальные науки

На грани науки и увлечения. Меметика

17 марта 2018 1

Ричард Докинз

Ричард Докинз 

В предыдущей статье мы разобрали увлекательную науку комиксологию, находящуюся на пересечении теоретико-методологических изысканий и продукта современной массовой культуры. Сегодня мы разберем не менее дискуссионное научное направление — меметику.

Несмотря на то что термин «мем» сегодня ассоциируется с формой социального взаимодействия и передачи информации в интернете, его значение куда шире, чем кажется на первый взгляд.

История меметики

Меметика уходит своими корнями в историю создания научно-популярной книги британского биолога Ричарда Докинза «Эгоистичный ген», опубликованной в 1976 году и снискавшей за прошедшие годы немало известности. Так, в 2017 году она вошла в список наиболее влиятельных научных книг, когда-либо написанных человеком.

«Эгоистичный ген» — это книга об эволюционной теории, в основе которой лежит естественный отбор не на уровне вида и популяции, как писал Чарльз Дарвин, а на генетическом уровне. Основное утверждение Докинза строится вокруг идеи доминирования сильных и более способных к копированию аллелей генов. Представители ученого сообщества отметили, что книга прекрасно отразила последние теоретические разработки эволюционной теории, которые еще не были признаны общепринятыми.

Нас же интересует конкретная часть работы Докинза, а именно — 11 глава «Эгоистичного гена» под названием «Мемы – новые репликаторы». Именно здесь впервые звучит термин «мем», или «мим» (meme) в оригинале на английском языке.

Мем — это способная к самокопированию единица культурной информации.

Тема культуры была затронута Докинзом в его работе про эволюцию неслучайно. Именно она, на его взгляд, описывает уникальный характер человеческого существования. И если наши гены позволяют эволюционировать и справляться с естественным отбором, то именно культура отличает нас от других «машин выживания», то есть от других животных и растений.

Для обозначения гена и мема, то есть способных к самокопированию единиц биологического и культурного типа, Ричард Докинз ввел термин «репликатор». Если до данного труда о связи генетической и культурной эволюции говорили с юмором или мистификацией, то после издания работы «Эгоистичный ген» эта проблематика перешла в научную сферу.

Издание «Эгоистичного гена»

Издание «Эгоистичного гена»

Что же такое мем?

Слово «мем» было придумано Докинзом на основе греческого корня «мимем» и было сокращено, чтобы походить на слово «ген». К мемам относятся практически все частички окружающей нас информации: музыка, чьи-то слова, поваренные рецепты, поговорки и так далее. При этом Докинз сравнивает мем с вирусом, который, попав вам в голову, будет размножаться и заполнять свободное пространство. Вы можете наблюдать тот же самый процесс на примере современных интернет-мемов или сленга, который с пугающей скоростью может распространяться в обществе: «рил толк», «вот это прикол», «оченки ннна-да».

В 1988 году термин «мем» был официально включен в English Oxford Dictionary

Мемы приходят и уходят, будучи замененными новыми единицами культурной информации, что отражает процесс естественного отбора и искусственной селекции. Как и гены, мемы могут распространяться без вмешательства человека, но они также открыты для редактирования.

Помимо термина «мем», Докинз также вводит такие понятия, как «мимофонд», «мим-идея», «мимы-соперники» и так далее. Каждый из введенных терминов представляет аналогию с уже существующими понятиями генетики и эволюционной биологии.

Сегодня мем всё чаще ассоциируется только с социальной конструкцией интернета, уходя далеко за грани научно-популярной теории Докинза. И в этом нет ничего плохого. По утверждению самого автора, мемы проходят тот же естественный  отбор, что и человек. Поэтому доминирование интернет-мемов над оригинальным понятием «мим» вполне обоснованно.

Распространение информации, в том числе мемов, в интернете

Распространение информации, в том числе мемов, в интернете

Меметика

Отражение современного подхода к эволюционному процессу и естественному отбору было значительным, но не единственным вкладом Докинза в научно-теоретическую мысль. Введенный им термин «мем» постепенно перерос в частично признанное научное направление «меметика». Её основная концепция строится вокруг единиц культурной информации, которые являются продуктами антропосоциогенеза.

Особенность меметики заключается в том, что она находится на стыке множества других научных направлений.

Сам термин «меметика» был введен только в 2001 году последователями Докинза. Дальнейшие исследования ученых-меметиков постепенно расширяли границы направления, вводя новые термины: мемплекс, группа функционирующих вместе мемов, культурный вирус, организм-хозяин, мем-аллергия и многие другие.

Целью меметики является стремление теоретически обосновать культурную эволюцию человека на основе мемов, как единиц культурной информации. По утверждению представителей данного направления, если научиться контролировать точность копирования и передачи мемов, то можно повысить качество передаваемой и усваиваемой информации.

Если рассуждать с рациональной точки зрения, то, несмотря на наличие теоретико-методологического подхода и понятийно-категориального аппарата, меметика вряд ли станет признанной наукой. Это связано с тем, что существует терминологический разброд и невозможность четко классифицировать термин «мем» из-за его размытости в сети интернет.

Меметика может получить новую жизнь, если будет четкий объект изучения, который можно наблюдать, измерить и подвергать воздействию. Пока её даже сложно назвать научной парадигмой. Тем не менее использование новых и необычных подходов к исследованию общества и социально-культурной жизни человека только набирает обороты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

1 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии
  • Автор: romanharitonov Добавлено октября 16, 2018 в 18:25

    Откуда есть пошли репликаторы.
    Миметикой я стал интересоваться сравнительно недавно и вдруг мне попались две книги. Признаюсь, достаточно необычные, но написанные легко и с многочисленными примерами. Я прочитал на одном дыхании. Рекомендую всем, кто время от времени позволяет себе сделать небольшой перерыв в чтении беллетристики.
    Одним из самых сложных вопросов миметики до сих пор оставался вопрос как и когда появились мимы (именно так, „мим“, а не „мем“, поскольку автор термина Р. Докинз специально указывал, что „meme“ должно читаться как „мим“). Ни Докинз, ни Блэкмор, ни Деннет не дают чёткого ответа на этот вопрос. Мимы просто появились и всё. Однако недавно появилась теория, пытающаяся пролить свет на этот вопрос (Крупенин А.Л., Крохина И.М.: 1. „Трудно быть принцем“, 2.”Миметика глупости” http://kroufamily.ucoz.com/). В них появление мимов связывается с эволюцией человека в свете палеопсихологических представлений Б.Ф.Поршнева.
    Предполагается, что ещё до появления мимов у предков человека – троглодитов – существовал уже второй тип репликатора, называемый авторами „имом“ (от „имитация“). Имы позволяют ответить на поставленный Поршневым вопрос – почему у троглодитидов „орудия труда“ не менялись на протяжении многих десятков или даже сотен тысяч лет, хотя их производство не было закреплено генетически. Именно “им”, появившийся благодаря способности троглодитидов к имитации, позволял передавать навыки изготовления этих орудий. Однако новые типы „орудий“ появлялись только с возникновением новых видов троглодитид, с изменением анатомии мозга.
    “Имы” не исчезли с появлением человека, они достались нам в наследство: легко запоминающиеся мелодии, стихотворения, движения – всё это “имы”. В этом и состоит основное отличие имов от мимов: последние имитируются с большим трудом и, в основном, насильно насаждаются новому носителю. Это лежит в истории возникновения мимов, начавшейся с появлением языка.
    Согласно Поршневу речь связана с суггестией и контрсуггестией, с необходимостью насильственного воздействия одного индивида на другого. Язык был первым в истории человечества мимом. Все остальные мимы обязаны ему своим существованием. До сих пор распространение мимов связано с насилием, осуществляемым обществом на своих членов. Родители заставляют ребёнка говорить, учителя заставляют детей усваивать учебный материал и т.д. и т.п.
    Первые „базисные“ мимы произошли из описанных Поршневым отношений „мы и они“, „мы и вы“, „я и другие“. На основе этих мимов возникли все социальные мимы, регулирующие жизнь общества. Первоначально это были табу, основными среди которых являлись мимы экзогамии и запрет убивать своих. Одновременно появились и когнитивные мимы, хотя они долгое время не играли решающей роли в передаче навыков, поскольку для этого хватало и имов, ибо в основном это были двигательные навыки.
    Среди социальных мимов выделились мировоззренческие и организационные, с представителем которых – бюрократией, мы сталкиваемся каждый день (в эту группе входят также государство и его подразделения: армия, полиция, секретные службы и т.д.), всеразличные союзы (профсоюзы, партии, религиозные объединения и пр.), промышленные организации, а также мим лидера, руководителя.
    В мировоззренческих мимах мы находим культ почитания предков, тотемизм, религию и науку, однако с конца 19 века религия утрачивает мировоззренческое значение и переходит в группу идеологических мимов, к которым относятся также национализм и коммунизм.
    Из отношения „я и другие“ возникает мим человеческого сознания, одной из самых удивительных характеристик которого является перманентрая дуальность, расчленённость „Я“, возможность в каждый данный момент времени разделить „Я-активное“ и “Я-наблюдающее“, присутствующее отношение к себе как к другому.
    Сложность распространения мимов – необходимость насильственного их насаждения, привела к возникновению „им-мимкомплексов“. В этом случае первый шаг во внедрении мимов делают имы, „смягчающие“ последующие насильственные действия мимозаражения. Подобные техники уже тысячелетиями эффективно используются политическими и религиозными деятелями, учителями, а в последнее время – работниками рекламы.
    Однако мим не так страшен, как его малюют. Наша цивилизация, наше сознание являются изначально миметическими. Без мимов наше существование немыслимо. И в случае мимов ситуация выглядит более оптимистично, нежели с генами. Мы уже осознали существование мимов и уже появились техники, позволяющие анализировать их „полезность“ для носителя, корректировать и преодолевать их влияние. В принципе, это доступно для каждого. В отличии от генов, мы можем изменить свои мимы ещё при жизни, а не в будущих поколениях, и это даёт некоторую надежду.

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться