Социальные науки

На грани науки и увлечения: комиксология

12 марта 2018 0

комикс, марвел, герой

 

В первой статье цикла «На грани науки и увлечения» мы расскажем об одном из новых, но чрезвычайно быстро развивающихся научных направлений — комиксологии.

Современный этап развития науки шагнул далеко за пределы пыльных кафедр и душных лабораторий. Если когда-то научное знание у молодого поколения ассоциировалось с чем-то невообразимо скучным и было сопряжено с необходимостью отказаться от персональных увлечений, то сегодня занятие наукой может быть тесно связано с просмотром сериалов или чтением комиксов. В этом цикле статей мы обсудим 4 научных направления, на примере которых можно видеть, как массовое увлечение чем-то приводит к формированию уникального предмета для изучения.

Что такое комикс?

Немного теории о том, что же такое комикс. По определению теоретиков, комикс представляет собой сочетание литературного и изобразительного искусства, которое передаёт сюжет в виде последовательно расположенных изображений.

Подобная формулировка достаточно неоднозначна, так как позволяет спекулировать историческими фактами.
Например, считать ли египетские иероглифы прародителями комиксов, ведь с их помощью древние сюжеты передавались тем же последовательным путем при помощи изображений. Относить ли к комиксам ковёр из Байё? Русский классический лубок? Изображения на древних японских свитках?

Для различия направлений выделяют следующие элементы комикса: упрощенное изображение, соответствующее массовой культуре, наличие текста в виде обычных вставок или словесного пузыря, разделение повествования на несколько картинок специальными полосами.

Зарождение науки

Comics Studies (англ. — наука о комиксах) — относительно новое научное направление. Оно включает в себя не только изучение собственно комиксов, но и того, что в целом называется «sequential art» (англ. — последовательное искусство).

Существует довольно распространенное заблуждение, что этим термином называют только комиксы.
Однако к ним также относят графические романы, мангу и ряд других видов последовательно изложенной истории. В виду того, что в ряде стран комиксы носят иное название, что передаёт их отличительные особенности, в этой статье мы будем придерживаться взгляда основателей научного направления и использовать термины «комикс» и «последовательное искусство».

Несмотря на то что еще до Второй мировой войны отдельные авторы касались комиксов как объекта изучения в ходе исследования отдельных аспектов искусства, действительно фундаментальные работы по теории комиксов начали появляться только в 1980 годах.

К отцам-основателям обычно причисляют американского первопроходца в жанре графического романа Уилла Айснера, который после многолетнего практического опыта начал публиковать теоретические работы по восприятию и изучению последовательного искусства. Вторым «отцом» комиксологии называют американского комиксиста Скотта Макклауда, названного фанатами «Аристотелем от мира комиксов». Именно его перу принадлежат фундаментальные работы по теории последовательного искусства, включая объяснение самого понятия, историю развития жанра и методов повествования.

Уилл Айснер

Уилл Айснер

Зачем изучать?

Значение комиксов, как части современной массовой культуры, нельзя недооценивать. Еще во времена Второй мировой войны иллюстрированные истории использовались для пропаганды определенных идей: японские милитаристы изображали на страницах манги вдохновлённых императором солдат, а американский Капитан Америка сражался с нацистами.

После окончания войны дешевые по сравнению с литературой комиксы разлетались с прилавков магазинов. Тем более что выступающие за справедливость рисованные герои отвечали чаяниям миллионов пострадавших от войны людей.

Молодому поколению требовался пример для подражания, который можно было найти на страницах комиксов.

Сегодня комиксы больше не воспринимаются как массовый продукт для детей. Создание сюжетов для любого возраста, выход на экраны кинотеатров и легкость чтения позволили комиксу охватить значительную аудиторию, сформировать базу преданных фанатов и создать прибыльную индустрию развлечений.

В связи с этим стали возникать вопросы о том, является ли комикс второстепенным жанром литературы или изобразительного искусства из-за присущего ему упрощения образов и сюжета? Чем обосновано повальное увлечение последовательным искусством? Несет ли индустрия комиксов угрозу или может стать подспорьем для пропаганды? Именно на вопросы подобного рода и должна отвечать комиксология.

Америка

Американскую комиксологию можно считать центральным звеном еще молодой, но перспективной науки. Ведь первые шаги в теории комиксов уже сделаны, и сегодня они стремительно набирают обороты. Однако эта наука чаще всего воспринимается вкупе с европейским направлением и носит название «западной».

Если вы сами хотите изучать комиксы, то вам точно следует делать это в США или странах Европы. Сегодня Comics Studies предлагают изучать университет Флориды (США), Калифорнийский университет в Санта-Крузе (США), университет Данди (Шотландия). Отдельные направления исследований осуществляются в университете Лидса (Великобритания), в Бирмингемском университете (Великобритания) и ряде других.

Доказательством успеха комиксологии на Западе является защита первой докторской диссертации в виде комикса в 2014 году.
Теперь уже доктор педагогических наук, Ник Сузанис (Nick Sousanis) назвал свою работу Unflattering («Разуплощение») и посвятил ее исследованию словесных и визуальных нарративов как форм коммуникации.

Вторым доказательством выступает полученная в 2015 году первая докторская степень в области изучения комиксов (PhD in comics studies). Её был удостоен французский новеллист и комиксист Бенуа Питерс (Benoît Peeters) из университета Ланкастера.

марвел, комиксы, герои

Япония

В японской традиции комиксы принято называть мангой, однако смысловое значение этого слова далеко от американского аналога. Термин «манга» возник еще в XIX веке для обозначения «странных картинок», которые совместили западную традицию и элементы японской культуры. До реставрации Мейдзи в 1868 году они имели гротескную форму, а после открытия страны для иностранных государств подверглись в первую очередь влиянию американского стиля рисовки и раскрытия сюжета.

Затем, вплоть до Второй мировой войны, манга находилась в зачаточной форме и выглядела больше как юмористические картинки или карикатурные произведения.

После окончания войны руками мангаки Осаму Тедзуки происходит повторное рождение манги, но уже в её современном значении.

Манга сегодня — это особый вид последовательного искусства, которое производится на территории Японии и имеет ряд отличительных от комикса особенностей. К ним относятся особые графические приёмы, стиль рисовки, методы повествования и так далее. Например, если в комиксах герой чаще раскрывается через текст, в манге представление о нем может складываться на основе цвета волос и формы глаз.

Нужно отметить, что ряд азиатских стран имеет собственную мангу, выполненную по тем же правилам, что и японский оригинал, но со своим названием — манхва (Южная Корея) или манхуа (Китай).

Интерес к исследованию манги стал возрастать по мере её распространения. Если комиксы стали отдельным от литературы жанром, то манга занимает четверть всей печатной продукции Японии и пользуется популярностью у всех слоёв населения. Кроме этого, она является значимой частью культурного экспорта, который осуществляется через проект Cool Japan и при поддержке Японского фонда.

Изучение манги в Японии проводится при поддержке правительства.
Достаточно упомянуть бывшего премьер-министра Таро Асо, который сам был поклонником манги и считал её значимой частью международного влияния своей страны. Наиболее знаменитым университетом для желающих проводить серьезные научные исследования манги является частный университет Сейка, расположенный в Киото. Обучение там проводится не только по дисциплинам, тесно связанным с философией и историей манги, но и затрагивает такие аспекты, как дизайн, создание и выпуск манги, мультипликация и анимация, организация рабочего процесса издания произведений и так далее.

Россия

В России изучение этого литературно-художественного жанра разделено на 2 направления. Собственно, comics studies и manga studies. Если первые ориентируются на западные комиксы, включая американские, французские, восточноевропейские и другие, то вторые сосредоточены на японской манге.

Комиксология в Россию пришла не так давно и до сих пор не получила признания как отдельное научное направление, развиваясь в рамках культурологии.
При этом количество издателей комиксов и манги невелико. Тем не менее это ведет к некоторым позитивным тенденциям. Замкнутые и небольшие группы заинтересованных людей имеют больше возможностей контактировать друг с другом, поэтому изучение западных комиксов и восточной манги проходит под единым знаменем, объединяющим различные издательства и авторов.

Примером может послужить Международный фестиваль комиксов и манги «КомМиссия», организованные встречи в рамках фестивалей популярной культуры, конференция «Изотекст» и проект «Наука в комиксах», организованный студентами исторического факультета СПбГУ, который сегодня активно занимается популяризацией науки о комиксах и манге в России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться