Париж как центр культурной жизни Франции XIII века

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это пленительное слово — «Париж»? Живописные набережные Сены, богемный образ жизни, столичное искусство? С XIII в. мало что изменилось — Париж уже тогда был центром культуры и искусства. Здесь жили члены королевской семьи, возводился прекрасный Нотр-Дам, успешно функционировал один из первых университетов в Европе. Современники относились к Парижу по-разному: восхищались им или боялись, но никто не оставался равнодушным.


 

В раннее Средневековье устройство жизни европейского и, в частности, французского общества было простым — во всяком случае человек того времени четко понимал свое место в мире. Все определяла принадлежность к сословию (как выразился исследователь П. Болье — «молящиеся, сражающиеся и трудящиеся»). Однако начиная с XII в. все изменилось. Франция, в особенности северные и центральные города, пользуясь поддержкой Филиппа-Августа, Бланки Кастильской, а затем и Людовика IX Святого, развивались очень быстро.

Первый из крестовых походов Франции был совершен еще в конце XI в.

Улучшение экономических условий, а затем и такие исторические события, как крестовые походы, взбудоражили французское общество. Людям захотелось повидать мир. Многие стали путешествовать в поисках знаний, славы, духовных истин, материального благополучия. Появились бродячие священники, музыканты, певцы, актеры (из их числа был и первый профессор П. Абеляр).

Париж как центр культурной жизни Франции XIII века

В XIII в. Париж, лакомый кусочек для странствующих, представлял собой особенно любопытное зрелище. В 1212 г. по велению короля вокруг города была сооружена стена, а пространство внутри должно было быть заселено. В связи с этим началось массовое строительство домов и площадей, а в восточной части острова Сите на пожертвования горожан возводился Нотр-Дам.

Чужак, который проживал в городе больше года, становился юридически свободным человеком.

Помимо великолепного собора на острове насчитывалось шесть приходов и новый королевский дворец. Повсюду стояли лавки бакалейщиков, аптекарей, красильщиков, ювелиров, ткачей, художников. Переписчики книг, зачастую бывшие студентами или преподавателями университета, селились также рядом с собором, на улице Нёв Нотр-Дам или в университетском квартале у церкви Сен-Северен. Интересно, что в дальнейшем, к XV в., книготорговля распространилась на близлежащие улицы и эти кварталы стали центрами первых печатных книг.

Любопытна популярная в то время пословица: «городской воздух делает человека свободным». Конечно, это просто красивая метафора, и диковинный чудодейственный воздух тут ни при чем. Все гораздо прозаичнее: чужак, который проживал в городе больше года, будь то даже беглый крестьянин, за этот год, будучи не затребованным назад своим господином, становился юридически свободным человеком.

Богословы были полезны — их красноречие использовали в своих целях, а их объединение позволяло лучше контролировать умы населения.

Быстрый рост Парижа, становление его независимости и значительный приток населения привели к рождению в его недрах новой городской культуры. В поисках заработка крестьяне стекались из деревень в города и образовывали цеха, объединяясь в новое сословие ремесленников. Светские мастера начинали выполнять некоторые виды работ, которыми раньше занимались исключительно монахи, в частности, они умело обслуживали повышающийся спрос населения на иллюстрированную книгу.

Помимо ремесленников и искателей фортуны и приключений в Париже собирались богословы — ядро средневекового ученого мира. Такая ситуация вполне устраивала папу, римскую курию и короля Франции. Богословы были полезны — их красноречие использовали в своих целях (в т.ч. и для подготовки крестовых походов), а их объединение на одной территории позволяло лучше контролировать умы населения. Важно и то, что между учеными создалось полезное соперничество, сформировавшееся на базе разновидности религиозной философии — схоластики. Возникшая в спорах, схоластика основывалась на логических аргументах и шлифовалась бесконечными вопросами. В них не было недостатка, так как Парижский университет выпускал все новых и новых ученых.

Париж как центр культурной жизни Франции XIII века

Современники, привыкшие к строгому сословному делению, четкому разделению труда и давлению церковной догматики, реагировали на появление городской культуры неоднозначно. Париж манил, как виноград из известной басни, и в то же время его яростно критиковали. По словам Жака ле Гоффа, «Париж реально или символически становится для одних городом-светочем, первоисточником интеллектуальных радостей, а для других — дьявольским вертепом, где разврат помраченных философией умов перемешался с мерзостью жизни, преданной игре, вину и женщинам».

В XIII в. Парижу предстояло не только стать моделью для остальных городов Франции, но и оказать сильнейшее влияние на всю Европу. Вполне закономерно, что благодаря могущественному королевскому двору, обширному рынку сбыта и высокому уровню культуры, обязанному в т.ч. пресловутому университету, Париж стал средоточием умственной и духовной жизни. Именно здесь на страницах роскошных рукописей рождалась готическая живопись, из камня выступали демонические морды горгулий, а в небо взмывали дерзкие соборы с их сияющими витражами. Многочисленные каменщики, скульпторы, миниатюристы и другие ремесленники приезжали сюда на обучение и на заработки и, возвращаясь домой, разносили опыт парижских мастеров по другим городам и странам средневековой Европы.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи