Социальные науки

Можно ли украсть культуру?

26 сентября 2017 0

Япония, традиция, зонт

Источник: pixabay.com

В последнее время популярность набирает понятие культурной апроприации, появившееся около 30-ти лет назад. Под этим обычно подразумевается заимствование элементов других культур, которое угнетает её носителей.


 

Что такое культурная апроприация, и чем она опасна

 

Под культурной апроприацией понимается заимствование элементов одной культуры представителями другой. При этом обращается внимание на подчинённый характер культуры, из которой осуществляется заимствование, по отношению к заимствующей культуре. Также иногда делается замечание, что заимствование происходит некритично, без знания и понимания контекста того или иного элемента в культуре-доноре. В связи с этим культурная апроприация обычно изображается как исключительно негативное явление.

Сторонники этой концепции в первую очередь обращают внимание на неравное положение представителей разных культур. Вследствие этого неравенства действия доминирующих всегда воспринимаются с одобрением, а действия доминируемых — с осуждением. Использование тех или иных культурных элементов представителями доминируемой культуры осуждается и высмеивается, тогда как использование тех же элементов представителями доминирующей культуры поощряется, воспринимается как хорошая стилизация, «изюминка» и т.п.

Так, например, происходит с причёской афро: чернокожие девочки часто вынуждены выпрямлять свои непослушные волосы, чтобы быть более похожими на белых женщин, потому что их высмеивают за эту особенность их внешности. В то же время, когда белые женщины стали специально делать себе такую причёску, это стало модным. То же самое касается дредов или больших губ: чернокожих высмеивали за эти особенности, а для белых это стало модным.
Африка, традиция

Mpumelelo Macu / unsplash.com

Проблема тут во многом состоит в том, что мода приходит и уходит, и представители доминирующей культуры просто примеряют на себя элементы другой культуры как одежду. Они не подвергаются той же дискриминации, которой на постоянной основе подвергаются за использование этих элементов представители доминируемой культуры. В отличие от доминирующих, доминируемым, в силу социальных или природных условий, так просто отбросить элементы своей культуры.

Другой аспект этой проблемы состоит в том, что доминирующие искажают значение заимствуемых элементов. На их основе они создают китчевый, полный стереотипов образ представителей культуры, из которой эти элементы заимствуются, как это, например, происходит на Хэллоуин, когда празднующие наряжаются в индейцев, самураев, гейш и т.д. В некоторых случаях такое заимствование может быть оскорбительным для представителей культур, из которых оно осуществляется. Не только потому, что оно может высмеивать эти культуры или изображать их стереотипно, но ещё и потому, что некоторые элементы могут считаться священными или ритуальными в этих культурах, а потому не могут использоваться всеми подряд и для чего угодно. Например, перья в индийских головных уборах говорят о статусе, который нужно заслужить. При заимствовании же эти уборы становятся частью образа стереотипного «рядового» индейца, а перья себе на голову цепляет любой желающий.

Наконец, культурная апроприация, по мнению сторонников этой концепции, приводит к тому, что доминируемая культура растворяется в доминирующей, и из-за этого исчезает её уникальность и индивидуальность. Таким образом, доминирующие как бы крадут культуру у доминируемых и присваивают её себе.

Индия, девушка

Источник: pixabay.com

 

В чём состоят проблемы концепции культурной апроприации

 

Культурную апроприацию отличают, в первую очередь, от культурной адаптации, когда носители доминируемой культуры вынуждены адаптироваться к доминирующей культуре и заимствовать её элементы. Например, как уже было отмечено выше, чернокожие девушки выпрямляют волосы, чтобы больше походить на белых, иначе они рискуют подвергнуться дискриминации.

Также её отличают от взаимного культурного обмена. Основное отличие состоит в том, что обмен происходит на равных, с взаимным уважением культур и при равном социальном, экономическом и политическом положении их носителей, тогда как культурная апроприация представляет собой заимствование элементов культуры угнетаемых групп.

Однако как вообще возможно говорить об иерархии культур? Можно говорить о неравном положении их носителей, которое может отличаться в разных контекстах. Китаец в Китае существует со всеми на равных, а его культура является доминирующей, но китаец в Америке находится в угнетённом положении и становится меньшинством. И точно так же американец в Китае является меньшинством, хотя его, конечно, воспринимают лучше, чем китайца в Америке. Но значит ли это, что совсем Китаем у Америки возможен культурный обмен, а с отдельным китайцем нет? Как тогда он может происходить? Или же получается, что обмен возможен только между исторически равными культурами, народами и государствами: европейцы могут обмениваться культурой только с европейцами, азиаты с азиатами и т.д.? Или каждому необходимо досконально изучить культуру и историю страны, прежде чем заимствовать какой-либо элемент?

Такой подход выглядит изоляционизмом, закрывающим путь к культурному обмену. Доходит до смешного: например, когда Аврил Лавин выпустила клип HelloKitty, где были использованы элементы японской культуры и языка, её обвинили в апроприации японской культуры. Однако певица призналась, что проводит половину всего своего времени в Японии, очень любит и уважает японскую культуру, а сам клип она снимала в Токио для своих японских фанатов с использованием японских танцев и танцоров и под руководством японца. Как в таком случае отличить апроприацию от обмена или уважительного и равноправного заимствования?

Более того, стоит обратить внимание на тот факт, что культура в принципе не является чем-то статичным, она всё время меняется, и наша культура радикально отличается от культуры наших предков, хотя и основывается на ней. Каждое новое поколение заново интерпретирует и воссоздаёт культуру. Достаточно посмотреть на то, как в последнее время в моду вошло ретро, винтаж, 90-е годы и вообще весь ХХ век. До недавнего времени всё это считалось просто старьём, а остававшиеся носители этой культуры считались отсталыми, немодными и бедными, становясь объектами насмешек. Сейчас же половина Европы ходит в дорогих спортивных костюмах от Гоши Рубчинского, который копирует стиль одежды представителей низших классов. Или же вспомним тот факт, что Кэтти Пэрри в своё время обвинили за клип на песню Dark Horse, снятый в древнеегипетском стиле. Однако древнеегипетская культура уже давно мертва и не может никому принадлежать. Не существует носителей этой культуры. Её остатки давно растворены в арабской культуре. Как в таком случае возможно говорить об апроприации, если носителей культуры больше не существует?

Можно также задаться вопросом: а понимает ли собственную культуру каждый её носитель? Да, мы растём в контексте определённой культуры, воспитываемся в ней, воспринимаем и воспроизводим большое количество ее элементов. Но обладаем ли мы при этом глубоким пониманием собственной культуры? Много ли русских людей понимают сакральное значение масленицы или пасхи?

Неудачное использование элементов культуры вполне может производиться не только теми, кто вырос в другой культуре, но и теми, кто является носителем этой культуры. Да, европейцы могут использовать статуэтки Будды как украшения, но разве они не используют для тех же целей и кресты? Даже глубоко верующие люди могут применять элементы собственной веры так, что они превратятся в китч. И это происходит отнюдь не от неуважения к культуре или её символам, а из-за их непонимания и неправильной интерпретации, от которых не спасает даже принадлежность к культуре.

Умелое же заимствование, напротив, может позволить создать что-то совершенно новое и заодно помочь преодолеть культурный разрыв. Так, в конце XIX и начале ХХ века художники, музыканты и архитекторы стали обращать внимание на народные и экзотические культуры, и благодаря этому возникло много новых направлений в искусстве, этим питались весь модерн и авангард. Или же вспомним, что «Звёздные войны» строятся на заимствованиях из произведений японца Акиры Куросавы, который, в свою очередь,опирался на Шекспира. Знаменитый японский мультипликатор Хаяо Миядзаки вдохновлялся советскими мультиками, вроде «Ежика в тумане» и «Снежной королевы». Опять же матрёшка является русским заимствованием из японской культуры. Цифры к нам пришли из арабского мира. Древнеримская культура опиралась на древнегреческую, европейская культура — на римскую, русская — на византийскую.А вся американская культура представляет собой мешанину из элементов культур переселенцев со всего мира. Поэтому особенно странно слышать обвинения сторонников концепции культурной апроприации в сторону тех, кто употребляет в пищу блюда японской, китайской или мексиканской кухни или носит сомбреро или кимоно, ведь пиццу, картошку фри и бургеры тоже нельзя назвать изобретением только доминирующей во всём мире американской культуры.

матрешка

Источник: pixabay.com

Наконец, стоит обратить внимание на то, что когда носители доминирующей культуры заимствуют элементы, за которые носители доминируемой культуры подвергались дискриминации, эти элементы нормализуются. Они становятся частью доминирующей культуры, и дискриминация за использование этих элементов прекращается. Угнетение в данном случае базируется не на культуре. Представителей этих культур в любом случае бы продолжали дискриминировать. Поэтому проблема связана не с культурой и не с её апроприацией, а с расизмом. Культурная апроприация является, скорее, вторичным феноменом, спутником по отношению к большинству явлений, с которыми она связывается, таких как расизм, классизм, колониализм, экзотизация, капиталистическая эксплуатация и т.д. Однако борьба с ней отвлекает внимание от самих этих проблем, являющихся её источниками, заставляя нас путать причину с сопутствующими ей явлениями.

Культура не является чем-то, чем можно обладать или владеть. Более того, все культуры основываются на схожих элементах и паттернах, как, например, красный цвет, являющийся символом рождения, а белый — символом смерти. Поэтому разговор о том, что культуру или её элементы возможно украсть, неправильно интерпретировать или размыть, является достаточно сомнительным занятием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться