Социальные науки

Михаил Нестеров — живописец-поэт

7 ноября 2017 0

Михаил Нестеров

Михаил Нестеров, автопортрет, 1915 год 

Имя Михаила Нестерова знает всякий, кто хоть немного интересовался русским искусством рубежа XIXXX веков. Он прожил долгую жизнь (1862-1942 гг.) и оставил после себя богатое наследие. Но мы ценим его не за количество работ и даже не за мастерство, с которым они написаны. Мы ценим его за то, что он художник-лирик, художник-философ, который, несмотря на жизненные трудности, нашел в себе силы идти своим путем.

Почему творчество Нестерова полно лирики?

Михаил Нестеров — выходец из патриархальной купеческой семьи. По-видимому, найти собственный творческий путь ему помогли привитые с детства глубокая религиозность, нежная любовь к природе и к самой России. В своем сердце он объединил эти чувства в одно целое и пронес через всю жизнь, отразив во множестве написанных им произведений.

Нестеров писал лирические пейзажи, быт, картины на исторические и философские темы, занимался росписью церквей.

Интересующие его сюжеты — это жизнь отшельников и святых, пустынные монастыри на фоне природы, притихшей, будто бы задумчивой.
В советское время, когда М. Нестеров не имел возможности писать на эти темы, он весьма успешно обратился к портрету. Изображения его современников одухотворены напряженной работой мысли. Почти все они — люди, посвятившие себя творчеству или науке. Это портреты математика и философа П. Флоренского, писателей М. Булгакова и Л. Толстого, физиолога И. Павлова, скульптора В. Мухиной и пр.
Пустынник, Михали Нестеров

“Пустынник”, 1889 год


Учителя М. Нестерова — выдающиеся художники его времени, В. Перов и В. Маковский, оба — члены Товарищества передвижников. Нестеров также участвовал в выставках Товарищества, кроме того, его работы экспонировались и на выставках объединения «Мир искусства».
Но своим он не был ни среди предпочитающих правдивость и реализм передвижников, ни среди склонных к стилизации и украшательству мирискусников.
Конечно, в его творчестве присутствовали и элементы популярного в то время модерна, проявившиеся у него в красоте линий, внимании к деталям, еле уловимой декоративности. При этом передвижнического реализма, на первый взгляд, больше. Но и он не соответствует общепринятым нормам, как не соответствует его творчество и классическому религиозному канону, поскольку в полотнах Нестерова нам является нечто исключительно самобытное.

Опоэтизированный реализм

По словам его самого, он нашел свой изобразительный язык — «опоэтизированный реализм». Он соединял в одной картине повседневность и мистику христианства, переосмыслив их в соответствии с собственными размышлениями и чувствами. Как результат — большие эпические полотна «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею». Последнее повествует об отрочестве Сергия Радонежского. К слову, личность этого святого волновала художника на протяжении всей жизни — он посвятил ему целых 15 картин.

«Видение отроку Варфоломею», 1890 год


Кстати, именно «Видение отроку Варфоломею», которое сам Нестеров считал своим лучшим произведением, передвижники и художественные критики того времени ему не простили. Где это видано, чтобы в совершенно реалистическом пейзаже вдруг появилась темная фигура с нимбом на голове?! Да и как они могли относиться к Нестерову серьезно? Он пошел наперекор времени, осмелился внести в свое творчество мистицизм, видения, монашескую обитель, да и не по канону, а так, как он видел и чувствовал всё сам. Вы только подумайте, он еще и «душу народа» искал ко всему прочему!

Любопытно, что М. Нестеров был знаком с М. Врубелем, с которым у него было много общего.
Они оба какое-то время учились у П. Чистякова, оба увлекались византийским искусством и занимались фресками киевских храмов, посещали Абрамцевский кружок промышленника и мецената Мамонтова, участвовали в выставках «Мира искусства». Врубель переживает смерть ребенка, Нестеров переживает смерть ребенка и первой жены. Но насколько яркий контраст представляет собой творчество этих двух талантливых художников!

Если Врубеля волновали образы страдающие, мятущиеся, порой, демонические, то у Нестерова они совершенно свободны от страстей. Нестерова интересовало тихое, хрупкое, доброе и внутренне прекрасное, несмотря на то, что оно запечатлено в момент грусти. Даже в любимейших им пейзажах он избегал крайностей, предпочитая писать не лето или зиму, а раннюю весну и раннюю осень. Солнце у него светит неярко, свет разливается мягко, мерцает, природа неразрывно связана с эмоциями изображенных на картине людей.

Особенности картин Нестерова

Рассмотрим одну из картин М. Нестерова «За Волгой» (1905). Сплошь сотканная из тишины и печали, она сочетает в себе характерные для Нестерова тонкость, поэтичность, сопереживание.

Это полотно, сияющее словно жемчужина, рассказывает об уже давно ставшей типичной истории мужчины и женщины, истории о тяжелой доле и близкой разлуке. В картине нет ни малейшего намека на торжественность, пафос.


«За Волгой», 1905 год


Её композиция спокойная и гармоничная, а высокий горизонт, вкупе с горизонтальным форматом картины, как нельзя лучше помогает передать ощущение простора и необъятности пейзажа, величия поворачивающей в своем русле реки. Фигуры не теряются на таком фоне, они словно являются неотъемлемой частью природы, у которой они ищут заботы и утешения, спокойствия и силы. Женщина в черном платке сидит у ног своего спутника — со взглядом, устремленным внутрь себя, слабая как цветок, но и такая же, как он, выносливая. Мужчина стоит, слегка откинувшись назад, спрятав руки за спиной, — также невеселый, притихший.

На их фоне неподвижная река сияет, словно распространяя вокруг себя божественный свет, благословляющий людей. Сам М. Нестеров писал, что желает отразить в своих работах «живое молитвенное чувство». Судя по этой и многим другим картинам, разве ему это не удалось?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться