Социальные науки

Мифология ирландских кельтов. Мужские боги

11 ноября 2017 0

Кельтская мифология, кельты

 

Истоки формирования кельтских этносов на территории Британских островов восходят к 1 тысячелетию до н.э. Согласно исследованиям вторжение кельтских племен на территорию Британских островов произошло около 600 г. до н.э. и имело протяженный характер. Одно из таких вторжений заложило основу для формирования ирландского этноса, мифологии которого и будет посвящен данный цикл статей.

 

Зачем нам мифология?

Каждый человек стремится к познанию, пытается узнать больше о мире, который его окружает, объяснить процессы, так или иначе влияющие на его жизнь. Это помогает бороться со страхом перед неизвестным, необычным, а также приспособиться к окружающему миру и в каком-то смысле обезопасить своё существование.

С древнейших времен человеческие социумы формировали свое собственное понимание мира. В особенности они старались объяснить природные явления, причины неурожая, болезни, смерть и т.д. Эти знания передавались из поколения в поколение и дополнялись с течением времени новыми деталями.

Понимание человеком мира и своего места в нем издревле базируется на формировании представлений о начале и конце жизни, об устройстве окружающего мира, о наиболее неизвестных и пугающих явлениях природы, таких как грозы, молнии, извержения.

Различные системы взглядов на такие вопросы рождали традиции определенных ритуальных действий, призванных улучшить жизненные условия или уберечь от опасностей внешнего мира. В частности, примером подобных манипуляций являлись жертвоприношения, обряды, культовые действия. Они проводились в отношении определенных персонажей, созданных на основе социально-культурных особенностей развития общества и ответственных за ту или иную часть окружающего мира.

Первобытные ритуалы и поверья проходили многовековой путь. Примитивные и слабо сконструированные взгляды и идеи со временем принимали форму четко выстроенных концепций. Постепенно люди пришли к самому разумному на тот момент отражению того, что было так грандиозно и ужасно, как извержение вулкана, возвышенно и прекрасно, как идеал красоты и искусство, что являлось причиной поражений и побед в войнах, что ждет человека после смерти, а именно — к мифологии.

Мифы с самых ранних стадий своего развития стали основой идентичности народов. В мифах находили отражение наиболее важные для них законы внутреннего функционирования. Чаще всего мифы были близки как сюжетно, так и идеологически.

Ирландские кельты

Политеистическая мифология ирландских кельтов по-прежнему остается для нас одной из наиболее ярких и загадочных. Отчасти причиной этого является малое количество источников, большинство из которых повреждены или утрачены. А отчасти причина в том, что носители основных представлений кельтов о мироздании, друиды, не были сломлены и не раскрыли секретов своего учения.

На ранних стадиях развития цивилизации кельты, как и большинство народов, создали свой пантеон божественных сил. В определенных чертах и идеях он совпадал с пантеонами других народов, но во многом был неповторим. Причины создания кельтами своего, в некотором смысле самобытного пантеона богов до сих пор остаются объектом неугасающего интереса.

Ирландские боги в представлении исследователей — это представители племени Туата Де Дананн, или Племен богини Дану. По своей сути они являются ирландскими богами, но среди других кельтских племен можно встретить множество аналогичных божеств, отличающихся лишь незначительно, чаще всего произношением имени.

В основе мифов, которые и формировали ирландские и валлийские (соседний кельтский народ) идентичности, лежало несколько мотивов. Как правило, все мифы связаны с социально-культурными аспектами жизни этносов: они отражали их социальную организацию, образ жизни, понятия о морали и обычаи.

Нуаду Аргатлам. Автор: Джим Фицпатрик

Нуаду Аргатлам

Изначально правителем Племен богини Дану был Нуаду по прозвищу Аргатлам (с др. ирландского «серебряная рука»). Он обладал одним из магических предметов Туата Де Дананн — непобедимым Мечом Нуаду, который разил без промаха. Меч и другое оружие у многих народов олицетворяли душу воина и его зрелость, поэтому боевой инструмент являлся частью обряда инициации, то есть перехода юноши во взрослую жизнь. Другими словами, оружие есть символ мужественности и статуса. Тот, кто бросил оружие на поле боя, покрывался позором. Существование непобедимого меча прослеживается также в последующей литературной традиции Британских островов. Начало этому было положено Гальфридом Монмутским в «Истории бриттов» в упоминании «Калибурна» — меча короля Артура.

В отличие от античной традиции, в которой после смерти человеку уготован мрачный подземный мир, ирландские племена придерживались идеи, что смерть — лишь еще один этап жизни, а тот, кто умрет в сражении лицом к лицу с врагом, будет удостоен величайших почестей в загробном мире. По этой причине воины не боялись смерти, а также считалось, что война имеет сакральный смысл.

Нуаду — бог войны, поэтому он и занимал главенствующее положение. Однако Нуаду потерял руку во время первой «Битвы при Маг Туиред» с мифическим племенем Фир Болг. Но вскоре Диан Кехт, бог врачевания, сделал ему серебряную руку, за что Нуаду и был назван «серебряная рука». Но лидер с физическим изъяном не мог сохранять главенствующее положение. Как правило, вожди варварских племен подавали личный пример своим воинам на поле битвы и шли на врага в первых рядах, а человек с серьезным увечьем терял эту возможность. Нуаду заменил Брес, один из королей фоморов, неких темных силы Хаоса и демонов, которые постоянно вели войну с жителями Ирландии.

Нуаду Аргатлам. Автор: Джим Фицпатрик

Брес

Брес, могучий и прекрасный на вид, оказался ужасным правителем. Когда он взошел на трон, фоморы обложили Ирландию данью. Много горя претерпели Племена Богини, пока не обратились к Бресу за возмещением. Оно должно было быть денежным, и Брес попросил отсрочку на 7 лет, хотя сам отправился собирать войска, чтобы силой подчинить Племена Богини. В страшной битве, разразившейся между фоморами и Племенами Богини Дану, Брес был повержен, и на престол взошел Луг.

В этой мифической истории прослеживается мотив свержения несправедливой власти. Тот, кто будет править плохо или силой удерживать власть, будет в итоге повержен. К слову, социальный строй ирландских племен держался на выборности правителя, который должен был исполнять не только общественные и политические функции, но и сакральные. Следовательно, во всех происходящих бедах чаще всего винили именно правителя, так как он должен был напрямую общаться с богами и заручаться их поддержкой. Если он не исполнял этих функций, его свергали.

Луг, Кельтские боги

Луг. Автор: Джим Фицпатрик

Луг

Луг — бог света. Он изображался молодым и красивым воином. В сказании «Битва при Маг Туиред» про Луга сказано: «все… постиг он один, человек всех и каждого дела». К тому же, Луг сочетает в себе божественное и демоническое начала: его отец был сыном Диана Кехта, а мать — дочь Балора, предводителя фоморов. Союз двух начал был заключен в качестве мира между племенами, но, увы, он был недолгим.

Но именно Луг повел войска против Бреса и Балора, короля фоморов, во время второй «Битвы при Маг Туиред», став тем самым освободителем своего народа. Он ознаменовал победу своего воинства, выбив камнем смертельно опасный глаз Балора (схожий с глазом циклопа из греческой традиции).

Так как свет всегда отождествляется с рождением, можно сделать вывод, что Луг был символом новой жизни. Он освободил свой народ от власти союзника темных сил и одержал победу нам тьмой, которую олицетворяют фоморы. Здесь прослеживается общий мотив для всех народов: битва добра и зла, в которой победу одерживает добро. Также Луг обладал еще одним магическим предметом Туата Де Дананн — Копьем Луга, несшим победу.

Дагда

Наряду с ним почитался Дагда — бог плодородия и повелитель природных явлений: грозы, града, молний, дождя. Он считался сильным и мудрым воином, а также хорошим строителем крепостей. Сельское хозяйство многое значило для кельтов, ведь оно являлось основным источником пропитания.

Поскольку плодородие земли в основном зависело от погоды, кельтам требовалась гарантия его сохранения. По этой причине был выдумано божество, в честь которого можно было бы проводить определенные ритуалы, позволяющие заручиться его поддержкой и объяснять через него неурожаи и непогоду.

У такого бога был соответствующий магический атрибут — Котел изобилия. О нем написано, что «не случалось людям уйти от него голодными». Дагда имел также арфу, которая имела два названия: Даурдабла и Койр Кетаркуйр. С помощью нее Дагда мог наслать на врагов сон, веселье или печаль. Но это лишь малая часть его силы.

В саге «Сватовство к Этайн» сказано, что по воле Дагды «очистились двенадцать долин в одну ночь» от лесов и пустошей и «двенадцать могучих рек в одну ночь потекли в море». Из саги «Сватовство к Этайн» мы также видим, что Дагда был мудрым, справедливым и почитался всеми: к нему обращались за советом, ему подчинялись.

Гоибниу, Лухта и Кредне

У ирландских племен было три покровителя ремесел: Гоибниу — бог-кузнец, Лухта — бог-плотник, а также Кредне — мастер изготовления изделий из меди. В ирландской мифологии Гоибниу являлся братом Нуаду и принадлежал к племени Туата Де Дананн. Тремя ударами молота он создавал магическое оружие для воинов своего племени, также тремя действиями работали и Лухта с Кредне.

Благодаря вооружению, созданному ими, фоморы были побеждены. Очевидно, что из-за постоянных войн ремесленники вынуждены были создавать не только украшения, но и вооружение. Три названных бога были способны изготовить магическое оружие, подобное мечу Нуада или копью Луга.

Поэтому ремесленники имели в кельтском обществе значительный социальный статус и считались своего рода учениками богов: они создавали то, что приносило победу кельтским воинам на поле боя.

Отсюда же идет и то, что воины очень ценили своё оружие, ведь оно было их верным соратником, приближало их к богам и олицетворяло храбрость и силу.

Орудия труда тоже были важны, но именно оружие у воинственного ирландского этноса гарантировало мирную и безопасную жизнь всего общества. Рядовой член общины, имевший право носить оружие, являлся защитником своего племени и пользовался в связи с этим почетом и привилегиями.

Диан Кехт, кельтская мифология

Диан Кехт. Художник Гиасинто Гаудензи, 1994 год

Диан Кехт

Богом всех целителей и искусства врачевания был Диан Кехт. Именно он с помощью Кредне создал для Нуаду серебряную руку, которая могла двигаться, словно живая. Искусство исцеления Диана Кехта было поистине незаменимым для племени Туата Де Дананн, ведь он был способен исцелить любого, «если только не отрубят ему голову и не поразят спинной мозг или его оболочку».

Основным средством лечения всяческих болезней у кельтов были специальные целебные травы, которые обладали магической силой и собирались исключительно с особыми ритуалами. Этим могли заниматься только представители кельтского жреческого класса — друиды. Однако информация о свойствах трав, как и многое другое из друидических знаний, была утеряна.

Мананнан

Мананнан — бог морей, рассекавший водную гладь на колеснице. Он обладал мудростью, сильными магическими способностями и добрым нравом. Колесница отражала достаток и высокое социальное положение её владельца. Об этом свидетельствуют археологические находки: в гробницах вождей часто находили ритуальные повозки, которые впоследствии были заменены колесницами. Из «Легенды о Кормаке Мак Арте» мы узнаем, что Мананнан был также правителем Сида — потустороннего мира. Другой Мир ирландской мифологии — это тихая гавань мира, неги и наслаждений. Именно туда, по аналогии с Валгаллой, отправлялись души умерших.

Огма

Огма — бог красноречия и самый сильный среди членов Племени Богини Дану. Об этом можно судить по его изображениям, на которых уши людей связывались цепочкой с языком Огмы. Он приходится сыном мудрому богу Дагде, поэтому и унаследовал от него выдающиеся умственные способности. Не зря этому богу приписывается изобретение огамических надписей, то есть письменности ирландского этноса. Помимо мудрости, Огма также обладал огромной силой. Он мог поднять камень, «сдвинуть который было под силу лишь восьми десяткам упряжек быков».

Огма доблестно сражался во время второй битвы при Маг Туиред, но был убит фоморами. Однако смерть богам не страшна, и в следующем мифологическом сюжете Огма вновь жив. В ирландской мифологии героическая смерть является окончанием пути для героев эпосов, но отнюдь не для богов.

Энгус

Энгус — бог юности и любви, схожий с греческим Аполлоном. Энгус был сыном бога Дагда и женщины Этайн. Согласно мифологической традиции, Этайн превзошла красотой всех и, конечно же, она была желанной для многих, даже для предводителя Племени Богини Дану. Рожденный от яркой и мимолетной любви самого могущественного и уважаемого бога и самой прекрасной женщины, украшенный золотом, Энгус предстает перед нами в образе романтического героя: прекрасный, справедливый, хитрый и ловкий, но при этом рожденный в незаконном браке и добивающийся признания своего отца.

Мужские боги ирландских кельтов олицетворяли мужество, силу, сочетающуюся с мудростью и благородством. Они служили примером для трудолюбивых мужей, храбрых воинов и хороших правителей. Вторая часть цикла будет посвящена женским богиням, которые, несмотря на свою небольшую численность, были неотъемлемой частью любой героической саги.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться