Механизм запоминания новых звуков у птиц такой же, как и у людей

Группа ученых из Швейцарии и Америки выяснила, что певчие птицы могут запоминать новые мелодии. К слову, у них есть даже своя методика, которая очень похожа на ту, что есть у людей, когда они учат новые иностранные слова. Пресс-релиз опубликован на сайте Федеральной политехнической школы Цюриха.

Как это удалось выяснить?

Технику запоминания новых мелодий исследователи изучали на примере зебровой амадины — певчей птицы, обитающей в Австралии и часто используемой людьми в качестве домашнего питомца. Важно, что особи наблюдались практически с момента рождения. Ученые регулярно транслировали им определенную мелодию и наблюдали, как птица будет ее «заучивать». Через месяц композиция менялась. Все время исследования велась запись каждой мелодии, которую пели птицы, и потом с помощью специальной компьютерной программы «разбивали» ее на отдельные звуки. Выяснилось, что птицы пытаются адаптировать новую мелодию к той, которую они уже знают.

«В природе птицы инстинктивно приспосабливают свои песни к тем, которые исполняют более взрослые особи того же вида», — объясняет природу механизма руководитель исследования, профессор Института нейроинформации ETH Zurich Ричард Ханлозер. При этом правильная последовательность звуков зачастую нарушается, но в дальнейшем птицам удается выстроить их в нужном порядке.

Зачем это изучать?

Это исследование является уже не первой попыткой понять логику заучивания звуков у зебровых амадин. Например, в 2015 г. ученые из Массачусетского технологического университета США уже проводили подобный эксперимент и выяснили, как в момент «учебы» у птиц работает мозг. Тогда им удалось выяснить, что во время заучивания первого слога в мозгу у птиц возникает короткая вспышка нейронов. Когда у слога возникают вариации, то новые вариации приобретает и нейронная вспышка.

Изучение механизма обучения птиц поможет пролить свет на стратегию запоминания слов детьми. Профессор Ханлозер подчеркивает, что в обучении птиц и людей существует много общих моментов. Например, при первых попытках выговаривать слова, дети, как и птицы, удваивают слоги — «ма-ма», «па-па» и т.д. В ходе последней работы было доказано, что такая тактика заучивания новых звуков сохраняется даже когда птица или ребенок овладевают сложными сочетаниями.

[myexpertblock ulink=»https://sciencepop.ru/author/lvkonstantinov/» uphoto=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2017/03/Leonid-Konstantinov-e1490617987350.jpg» uname=»Леонид Владимирович Константинов» uabout=»выпускник биолого-почвенного факультета СПбГУ, орнитолог-любитель»]

Конечно, новые открытия механизмов в организме птиц — это прекрасно. Однако говорить о том, что открытие методики запоминания птицами поможет пролить свет на работу памяти и речевого аппарата человека, на мой взгляд, некорректно. Даже с учетом того, что уже найдены определенные сходства, все же мозг птиц и мозг млекопитающих имеют принципиальные различия, как в строении, так и в принципах работы. Поэтому проводить параллели можно, но вплотную сравнивать — нельзя.[/myexpertblock]

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи