Алкоголь в Средние века: отношение и культура потребления

[mybigtext]Сегодня чрезмерное потребление алкогольных продуктов является одной из основных проблем для многих стран мира. Ученые часто связывают столь быстрое распространение алкоголизма в XX веке с тяжелыми социальными и экономическими условиями жизни, однако началось ли это именно в прошлом веке или алкоголь начал портить жизнь людей куда раньше? Например в Средние века? В нашей статье мы расскажем, как люди относились к алкоголю и потребляли его в Европе на протяжении Позднего Средневековья (XIV-XV вв.) и Раннего Нового времени (XV-XVIII вв.).[/mybigtext]

Функции алкоголя

В обозначенный нами период алкоголь не считался проблемой. Более того, он буквально был топливом для социального взаимодействия людей: общение, деловые сделки, повышение подмастерья, окончание учебы, спуск нового корабля на воду — всё это сопровождалось алкоголем.

[mydoubleline] Алкоголь был частью важных обрядов.[/mydoubleline] Сохранились свидетельства, что после рождения ребенка друзья или родственники похищали младенца, отвозили в местную таверну и не отдавали его, пока отец не купит напитки, как выкуп. Свадьбы и похороны также заканчивались элем или вином. Различные религиозные даты, например День всех святых, не обходились без церковного вина. А улицы веселых итальянских городов во время праздников были полны повозок, с которых торговали алкогольными напитками.

Из «Хроник» знаменитого французского писателя Жана Фруассара мы можем узнать, что и королевских особ всегда сопровождал алкоголь. Так, королева Изабелла (1370-1435 гг.), торжественно въехав в Париж в 1389 году, приблизилась к фонтану, в котором вместо воды струей било вино. А сановники Ливерпуля, отмечая день восшествия на престол королевы Елизаветы (1533-1603), разливали её любимое белое испанское вино херес (старое название suck), которое воспевал Шекспир.

Алкоголь в Средние века: отношение и культура потребления

Как часто происходит и в наше время, алкоголь был средством спастись от жестокой реальности. Мало того, что само алкогольное опьянение помогало забыться, так ни обычные люди, ни церкви и монастыри не смущались продавать вино на улицах города, если нуждались в  деньгах.

Алкоголь, в частности вино, часто использовался в медицине. Врачи и фармацевты добавляли алкоголь в препараты в качестве растворяющего средства. Более того, несмотря на реально существовавшую обеспокоенность из-за большого потребления алкоголя, специалисты советовали не исключить его, а сократить до «умеренных доз». [mydoubleline]Простые люди считали, что вино дарует молодость, способствует умственной деятельности и успокаивает сердце.[/mydoubleline]

Еще одной важной функцией можно считать банальное утоление жажды. В Средние века и Раннее Новое время ни кофе, ни чай не были распространены. Поначалу польза алкоголя заключалась в калориях, которые составляли значимую долю потребления в день. После того как вода в местных городских реках стала невыносимо грязной, чистую питьевую воду приходилось завозить издалека, что делало её стоимость неподъемной для большей части населения. Местный эль и пиво же стоили недорого.

Алкоголь в Средние века: отношение и культура потребления

Где пили?

Большинство питейных заведений того времени были ориентированы исключительно на мужскую компанию: английский паб, французская таверна или турецкое кафе — стали центрами мужских ритуалов пития. Многие современники, например Самюэль Вард (Samuel Ward), отмечали, что женщины сохраняли контроль над домашней жизнью, а мужчины сбегали в «убежище» к своим друзьям, чтобы выпить и отдохнуть. Конечно, женщины пили, и немало, но делали это не в общественных заведениях.

Если мы заглянем в Англию того времени, то сразу же обратим внимание на такие типы общественных мест, как гостинца, таверна и пивнушка (с англ. слова «alehouse»). Первый вариант предполагал дорогое жилье, питание и напитки, второй — только напитки — для средних слоев, а третий предоставлял койку и дешевые напитки для самых бедных людей. [mydoubleline]По оценкам британского историка Питера Кларка (Peter Clark), в 1577 году в Англии количество пивнушек составляло 24000, то есть по одному на каждые 142 человека. [/mydoubleline]Имеются данные с еще большим количеством, но они не очень достоверны.

Что касается Франции, то здесь были распространены кабаре со столами и стульями для потребления алкоголя в заведении; таверны, продававшие на вынос; кафе, в которых ближе к концу XVII века уже имелся не только алкоголь, но и кофе. К этому списку можно добавить особые таверны (с фр. слова «guinguette»), располагавшиеся за пределами городских стен, дабы избежать налога на ввоз алкогольной продукции. По количеству питейных заведений на человека Франция не уступала своему соседу Англии.

Алкоголь в Средние века: отношение и культура потребления

Церкви дьявола

Нет, это не про сообщества сектантов. Дьявольскими церквями (другое название — дьявольские школы) священники называли именно питейные заведения и активно пытались с ними бороться. Особой популярностью пользовалось утверждение, что таверной владеет сам Сатана, где он учит служить ему и творит свои чудеса. «Гнезда дьявола», «питомники непослушания и безделья», «школы пьянства», «вместилище разврата и подлости» — как только ни старались церковнослужители окрестить питейные заведения, но это мало помогало.

Помимо заботы о моральном облике своей паствы и борьбы против богохульства, церковь напрямую пыталась конкурировать с тавернами как с новыми центрами общественной жизни, ведь, как уже было сказано выше, теперь празднование и исполнение некоторых ритуалов переместились в питейные заведения.

Проблема была действительно серьезной: одному человеку предъявили обвинение, что тот встал на колени перед таверной и выпил за здоровье дьявола. Другие сообщения говорят о том, что ремесленники и умельцы проводят в питейных заведениях чуть ли не полдня.

[mydoubleline]Церковнослужители пытались воздействовать на увеличивающееся количество таверн с помощью властных структур, судов и закона, угрозами и запугиваниями прихожан.[/mydoubleline] Воскресные службы стали демонстрацией того, что церковь теряет позиции: была попытка закрывать питейные заведения на время проведения религиозных обрядов, но это вызвало только ненависть со стороны жителей и еще больший отток людей из церкви в таверны.

Алкоголь и секс

Еще одной причиной беспокойства церкви, помимо алкоголизма, была растущая проституция. Алкоголь, который часто ассоциировался именно с распутной жизнью и сексуальным возбуждением, нередко соседствовал с плотскими утехами. [mydoubleline]Публичные дома, которые как грибы после дождя начали распространяться по средневековой Европе, либо располагались внутри самого питейного заведения, либо тесно с ним соседствовали. Таким образом, оба места для развлечения получали выгоду от такого симбиоза.[/mydoubleline]

Мужчины, которые посещали таверны, нередко приходили туда с ожиданием и плотских утех. Так, знаменитый английский драматург Томас Деккер (1572-1632) в начале XVII века писал, что «практически бесконечное количество таверн» имеет тесную связь с распространяющимся сифилисом.

Также считалось, что некоторые женщины-владелицы таверн (а такие имелись) увеличивали доход своего бизнеса путем предоставления интимных услуг. Конечно, отрицать, что подобная практика имела место быть, бессмысленно. Однако неправильно и бытовавшее мнение, что каждая владевшая питейным заведением женщина занималась проституцией. Имеются даже записи судебных разбирательств, когда подсудимую обвинили в связи с клиентом, от которого она открещивалась, только из-за ранее имевшихся у нее судебных тяжб.

[mydoubleline]Услуги интимного характера при тавернах оказывали не только женщины, но и мужчины. [/mydoubleline]Согласно свидетельствам, в 1492 году в солнечной Флоренции три повара увеличивали свой доход, подрабатывая сутенерами у лиц мужского пола.

Алкоголь нередко использовался для того, чтобы соблазнить женщину или просто воспользоваться её состоянием. Один из наиболее известных итальянских писателей Джованни Боккаччо в «Декамероне» писал о том, что дочь султана Вавилона легла в постель с дворянином Периконе после долгих ухаживаний и отказов. Это произошло оттого, что тот просто споил девушку мусульманской веры, которая плохо переносит алкоголь. Однако ряд ученых, включая Жака Россио (Jacques Rossiaud), сходятся во мнении, что потребление алкоголя не коррелирует с количеством изнасилований.

Что касается законодательного оформления подобных случаев, то алкоголь часто считался не отягчающим, как сегодня, а смягчающим обстоятельством. Так, сексуальный контакт до свадьбы под воздействием алкоголя карался менее строго, чем без оного. Французский суд даже смягчал наказание за убийство при наличии алкогольного опьянения.

Алкоголь в Средние века: отношение и культура потребления

Что можно сказать по этому поводу?

В заключение хотелось бы отметить, что культура потребления алкоголя в разных странах и в разное время практически не отличалась. В Средние века и Раннее Новое время пили не меньше, чем сегодня, но алкоголь в то время не был напитком, который пьют по праздникам, он, скорее, являлся частью обыденной жизни как простого человека, так и королевской особы. Другое дело, что методов законодательного или даже морального контроля над потреблением спиртсодержащих напитков и последствиями опьянения либо не было, либо они были слабо проработаны.

Сегодня спиртсодержащие напитки стали доступными для всех слоёв населения, отчего случаи алкоголизма из года в год только растут, но, в отличие от средневековых жителей, мы имеем законодательную базу для законодательного регулирования и контроля за этой ситуацией.

Если же вас заинтересует эта, без сомнения, увлекательная тематика, то рекомендуем ознакомиться с книгами Самюэля Варда (Samuel Ward «Woe to Drunkards»), Питера Кларка (Peter Clark «The English Alehouse») и Томаса Бреннана (Thomas Brennan «Popular Drinking and Popular Culture in Eighteenth-Century Paris»).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи