Санкт-Петербургский институт лингвистики, сознания и культуры (NYI)

В июле прошла трёхнедельная летняя школа Санкт-Петербургского института лингвистики, сознания и культуры (NYI). Мне посчастливилось принять в ней участие, и я хочу поделиться своим опытом.


 

Что это за школа?

NYI (New York Institute) — это междисциплинарная международная летняя школа, вот уже 15 лет организуемая Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с Университетом штата Нью-Йорк в Стони-Брук. За все это время в ней приняли участие люди из 60 стран и 60 городов России. В этом году количество участников достигло более сотни человек, что довольно много для летней школы.

Эту программу мне посоветовала случайная знакомая, с которой мы разговорились о взаимных научных интересах. И поскольку я занимаюсь исследованиями, находящимися между когнитивными и социальными науками, я сразу заинтересовался. Позже выяснилось, что многие мои знакомые из среды молодых исследователей уже участвовали или хотели принять участие в ней.

О подобных междисциплинарных программах, особенно в столь отдалённых, на первый взгляд, областях, я не слышал. Схожие школы проводят в Австрии, Греции, Германии, Великобритании, США и Финляндии. Однако они обычно предлагают программы, нацеленные на рассмотрение тех или иных культурных или социальных явлений через призму когнитивистики, психологии или лингвистики. Здесь же набор курсов и подход к ним можно было выбрать совершенно свободно. Кроме того, их стоимость обычно в разы больше (за исключением школы в Вене, где суммарная стоимость обучения и проживания является примерно такой же).

Так, летняя школа в Эгине (Греция) сосредоточена, в первую очередь, на том, как культура и биология влияют на социальное восприятие. Школа в Вене предлагает изучать влияние когнитивных процессов на восприятие искусства. В рамках программы школы в Йювяскюля (Финляндия) исследуют нейрофизиологию восприятия музыки, а на курсе в Университете Огайо (США) читают лекции о психологии искусства. При этом обычно подобные школы состоят только из двух дисциплин: либо из лингвистики и когнитивистики, либо из когнитивистики и культурологии. Все эти программы,прежде всего, интересны для психологов и лингвистов. NYI же, по сути дела, является уникальной программой, позволяющей заниматься работой сразу в трёх направлениях в том виде, в котором этого хочет студент, причём ему предоставляется больший выбор в области культуры, политики и социологии, чем в области лингвистики и когнитивистики, что, в общем-то, не отпугивает огромное количество психологов и лингвистов, ежегодно приезжающих принять в ней участие.

NYI представляет собой трёхнедельный интенсивный курс на английском языке, который состоит из двадцати семинаров. Все семинары делятся на три группы: культура, когнитивистика, лингвистика. Они распределены по пяти блокам, четыре семинара в каждом. Студенты составляют собственный курс, выбирая по одному семинару из каждого блока. При этом совершенно не обязательно придерживаться в своём выборе какого-то определённого направления:я, например, взял три курса по когнитивным исследованиям и два — по культурным. Четыре блока надо взять обязательно и пятый можно взять по желанию, при условии, что в одном из предыдущих четырёх блоков был выбран хотя бы один семинар по культуре.

Ведут семинары настоящие рок-звёзды среди преподавателей. Каждый год организаторы ищут самых интересных лекторов по всему миру и приглашают их принять участие. Многие лекторы (да и студенты тоже) ездят сюда постоянно. У школы уже сложилась хорошая репутация, так что многие лекторы, раньше бывавшие здесь, зачастую слышат о ней от коллег и сами хотят сюда попасть.

Но настоящим достижением организаторов является атмосфера, которую они создают в рамках своей летней школы. Тут, конечно, особую благодарность стоит выразить Джону Бейлину — одному из преподавателей, проводившему официальные мероприятия и занимавшемуся организационной работой, а также руководившему курсом по русскому языку для иностранных студентов. Его харизма и обаяние сделали интересными и весёлыми такие обычно скучные протокольные события, как церемонии открытия и закрытия или вручение дипломов.

Организационные проблемы

Несмотря на гигантскую работу, проделанную сотрудниками по организации школы: обработка огромного количества заявок, заказ большого количества виз, подготовка жилищных условий, рассылка информации, документов, проведение совместных экскурсий и т.д. — тяжело не вспомнить о некоторых организационных недостатках, с которыми сталкивались студенты и преподаватели на протяжении всех трёх недель работы школы.

Первая такая проблема возникла ещё до начала программы. Те, кто подавал на участие раньше дедлайна, видели несколько отличающийся набор курсов, чем тот, который был представлен в итоге. Расписание же, которое организаторы обещали прислать за три недели до начала, появилось только за три дня до него.

В связи с техническими проблемами на этапе подачи документов, стоит также вспомнить о неповоротливой внутренней электронной системе Университета штата Нью-Йорк. Многие участники ежегодно сталкиваются с тем, что в эту систему нельзя войти с браузеров, настроенных не на английском языке. Правда, тут вновь стоит сказать отдельное спасибо организаторам и сотрудникам, которые составили подробную инструкцию для борьбы с этой системой и незамедлительно приходили на помощь по первой просьбе.

Технические проблемы

Обучение, надо отметить, проходило на факультете свободных наук и искусств СПбГУ, расположенном во дворце графов Бобринских на Галерной улице. Дворец отлично отреставрирован и оснащён, учиться в таком месте — одно удовольствие. Однако при этом то и дело возникали технические неполадки, не позволявшие преподавателям нормально воспроизводить свои презентации, что особенно неприятно в случаях, когда они связаны с каким-то визуальным или аудиальным материалом, важным для курсов по кино, музыке и когнитивным наукам. Кроме этого, лекциям периодически мешал скрип несмазанных дверей.

Также стоит сказать о том, что пища для ума — это, конечно, главное в летней школе, но людям, которые учатся по 6 часов в день или больше, всё-таки крайне необходима и пища для тела. Иностранным студентам тут пришлось столкнуться с неожиданной трудностью: меню не переведено на английский язык, а персонал на нём не разговаривает. Студенты, конечно, смогли разобраться с помощью своих русских коллег и языка жестов, но работу и без того небыстрой столовой это замедляло неимоверно. Всем желающим подкрепиться приходилось либо торчать в очереди на протяжении практически всего большого перерыва длиною в час, либо идти ещё куда-нибудь. Да и не всегда хочется есть неизвестное блюдо. Особенно, если у тебя аллергия или ты вегетарианец. А ведь эту проблему (как и проблему скрипучих дверей) можно было бы решить менее чем за один рабочий день.

Стоит ли принять участие?

Резюмируя вышесказанное, хочу сказать, что если вы занимаетесь исследованиями или работой в какой-либо из трёх представленных областей или смежной с ними областью, особенно если это междисциплинарное исследование, связанное с лингвистикой, когнитивистикой, социологией, политологией, философией, культурологией и всем, что находится между ними, то вам однозначно стоит обратить внимание на программу NYI.

Поскольку это некоммерческая программа, расходы на обучение тут сведены к минимуму и составляют порядка 225-275$ (в зависимости от времени подачи заявки) или 13000 рублей. Эта сумма, правда, не включает в себя расходы на визу, проживание и питание. Студентам предоставляется общежитие. Сравнимые по величине взносы за участие можно найти только у школы в Вене и Эгине, участие же во всех остальных программах стоит по меньшей мере вдвое больше. Кроме того, студентам из России, если ваш проект заинтересует организаторов, может быть предоставлен грант, покрывающий стоимость обучения. Всего таких грантов 15, и, собственно, благодаря одному из них у меня и появилась возможность попасть на программу.

Подробнее узнать про школу и записаться можно на сайте

 

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи