Клиповое мышление: что это такое и откуда оно берется | Научно-популярный журнал SciencePop
Социальные науки

Клиповое мышление: что это такое и откуда оно берется

городской просветительский фестиваль «Кампус»

bbernard / shutterstock.com 

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы публикуем там свежие новости и лучшие фотографии.

 

Вы замечали, что мы постоянно видим перед собой что-то мелькающее и звучащее? Сейчас из-за ускоренного ритма жизни информация в современном мире поступает к нам хаотичным потоком, и у человека не остается времени на ее осмысление. Отсюда развивается клиповое мышление. Что это такое и хорошо ли быть «клиповиком»? Sciencepop разобрался в вопросе с психологом Анастасией Власовой.

Действия по инструкции

Клиповое мышление – это умение мыслить быстро, это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни. Главные особенности клипового мышления в том, что в нем преобладает визуальное восприятие, человек быстро обрабатывает данные, но при этом ему сложно воспринимать длительную линейную последовательность –  ему просто будет неинтересно.

У людей с клиповым мышлением мышление прямое, они не способны совершать какие-либо неординарные поступки и действуют «по инструкции». Однако человек с клиповым мышлением быстрее найдет нужную информацию и легче сориентируется в опасной ситуации, нежели человек с понятийным мышлением.

Понятийное мышление позволяет еще и проанализировать ситуацию и сделать выводы: почему она вообще произошла, и что сделать для того, чтобы таких ситуаций больше не возникало, но на это, как правило, нужно время, которого совсем нет у «клиповиков».

Как появляется клиповое мышление?

Сейчас современная система масс-медиа устроена так, что она дает зрителю готовое решение сразу же, точнее, его иллюзию. Из-за этого людям становится сложнее рассуждать и логически мыслить, и это понятно, ведь в таком огромном информационном поле сложно рассуждать как-то иначе. Поэтому развитие клипового мышления удобно для коммерции и рекламы, ведь современная реклама нацелена на эмоции, а не на осмысление, и ей проще вызвать чувства и не заставлять человека размышлять. Учитывая это, производители потребительской информации научились подстраиваться под современных людей, и теперь вкладывают огромные деньги в развитие рекламы и кинофильмов, прибегая к более простым текстам. Таким, как укороченные фразы со слабыми логическими связями.
По новым правилам видео-контента в социальных сетях, продолжительность одного ролика в идеале должна занимать 2-3 секунды. 7-8 секунд – стандартная длина ролика, но видео не должно превышать 15 секунд. Новому поколению гораздо легче воспринимать информацию на уровне эмоций, потому что он способен донести нужное быстрее.

«В нашу жизнь плотно вошли различные социальные сети, которые стали уже неотъемлемой ее частью. Мы постоянно перелистываем с одной «сторис» на другую, с одного видеоролика на другой. Стоит на секунду потерять интерес, как перед глазами у нас появляется уже совершенно другой ролик. Это также развивает клиповое мышление у человека» – отмечает Анастасия Власова.

Человек, который воспринимает мир «клипово», как правило, не сможет правильно и трезво оценить ситуацию, потому что он не в силах понять, где правда, а где ложь, потому как он все воспринимает поверхностно. Для клипового мышления характерно отсутствие контекста, человек не опирается на собранную информацию, и не анализирует ее, из-за этого у него ухудшается память.

Но у этого мышления есть и свои плюсы. Например, человек с клиповым мышлением может в короткие сроки запоминать большой объем информации. Он сможет выполнять сразу несколько задач, что в современном мире является неотъемлемой частью жизни.

«Для достижения хорошего, качественного результата в своей работе, будет идеальным равновесное мышление, так как человек уложится в сроки своей цели и это работа будет на достаточно глубоком уровне. Равновесное мышление – способность охватывать «сразу все», мгновенно оценивать обстановку и проникать в суть вопроса, не теряя при этом связь с целым, и быть при этом одновременно сконцентрированным и расслабленным, понимать и управлять событиями быстро и безошибочно. Если использовать только клиповое мышление, то это будет слишком поверхностно, а если только понятийное мышление, то это будет как работа непризнанного гения, который может делать свою работу максимально глубоко, но которая может продолжаться всю жизнь», – считает эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться