Книги образцов как инструмент миниатюриста готической эпохи

Книги образцов — важный и не оцененный по достоинству инструмент миниатюриста готической эпохи. Столь широко распространенные в XIII — начале XV в., они практически не сохранились до наших дней. Современники считали, что они не обладают художественной ценностью, и не старались беречь их так, как берегли богато украшенные манускрипты. Однако время расставило все на свои места, и сегодня книгам образцов уделяется должное внимание. Ведь они не только позволяли мастеру выполнять заказы в срок, но и помогали ему придерживаться единства готического стиля, красотой которого мы восхищаемся и по сей день.


В истории искусства Западной Европы XIII век был по-настоящему революционным. Развитие городов и появление ремесленных объединений повлекли за собой множество новшеств. Например, в рукописном деле «меняется решительно всё: место изготовления книги, которая переходит из скрипториев в лавку профессионального писца; форма книги — в ней растет число аббревиатур, значков, глосс и комментариев». Рост спроса на книги принуждал ремесленников делать работу как можно быстрее, для чего был введен принцип разделения труда. Довольно популярной стала возникшая в Парижском университете система под названием «pecia»: экземпляр переплетенной книги по тетрадям выдавался на руки студентам, и те сами или с помощью профессиональных писцов переписывали книгу для себя.

Для миниатюристов неоценимым подспорьем явились так называемые книги образцов. Они представляли собой набор готовых схем на различные канонические сюжеты, предназначенные для нового воспроизведения. Как правило, эти рисунки повторяли элементы, отдельные фрагменты или целые композиции из известных источников и неизменно подчинялись правилам средневековой иконографии. Все было продумано до мелочей: для повторения была предназначена не только композиция, но и образы самих персонажей, которые должны были вызывать у зрителя благоговейный трепет.

Альбом Виллара де Оннекура. Около 1235 г. Париж, Национальная библиотека Франции

Интересно, что книги образцов предназначались не только для ускорения работы художников. В связи с этим важно понимать, что миниатюрист готической эпохи был обязан следовать установившемуся канону. Книги образцов подсказывали ему, как должно изображать людей, предметы и сюжеты в рамках готического стиля. Почему так важно было его придерживаться? Дело, конечно, не только в воле церкви, уважении к традиции или невозможности художника представить себя в отрыве от нее.

Вспомним, что основную часть населения средневековой Европы составляли вовсе не мудрые монахи, богатые феодалы или рыцари, страдающие от куртуазной любви, а малограмотные горожане и вовсе безграмотные крестьяне. Они, пусть и не отдавая себе в этом отчета, диктовали стилевые тенденции в искусстве. Для населения язык канона был единственно понятным, он позволял максимально доступно и полно изображать абстрактные понятия и символы.

«Что же, и никакой фантазии? Это — скучно!» — скажете вы. Отнюдь. Книги образцов не препятствовали художнику пользоваться его воображением — всё зависело от его мастерства. К тому же они не наделялись современниками художественной ценностью. К сожалению, вследствие этого большая их часть до нас не дошла. Из сохранившихся же наиболее известна рукопись XIII в., которую заполнил рисунками французский архитектор Виллар де Оннекур, учивший, что в основе структуры каждого объекта стоит геометрическое тело: овал, треугольник, звезда и т.д. Ю. Герчук писал об этой книге: «Здесь всё, что могло пригодиться готическому художнику: планы и ажурные фрагменты архитектурных композиций, распятие и традиционные позы святых, схемы каких-то механизмов и орнаменты, попытки, очень наивные, изобразить обнаженное тело, схватки борцов, а также животных».

Находясь в рамках канона, художники интуитивно хотят «оживить» свои рисунки и обращают внимание на конкретных людей.

Среди других известных готических книг образцов — манускрипт Жакмара Эденского, придворного миниатюриста герцога Беррийского, получившего известность в конце XIV в. Иллюстрации Жакмара Эденского отличаются не только великолепными пейзажными фонами. Миниатюрист обращает внимание на жесты, мимику, внешность персонажей, не ограничиваясь стандартными идеализированными портретами. Так, подчиняясь иконографическим канонам, художник в то же время являлся новатором.

Еще одна из дошедших до нас книг образцов — рукопись Жака Далива, относящаяся к первой четверти XV в. Она примечательна тем, что помимо традиционных композиций на религиозные сюжеты в ней также встречаются и редкие для того времени зарисовки фигур, частей тела, даже отдельных лиц. Это еще не портреты, поскольку лица персонажей по большей части сохраняют типичные черты, но порой кажется, что перед нами конкретные люди.

Альбом Виллара де Оннекура. Около 1235 г. Париж, Национальная библиотека Франции

В конце готической эпохи художники стремятся разнообразить набор иконографических приемов. Находясь в рамках канона, они интуитивно хотят «оживить» свои рисунки и обращают внимание на конкретных людей. Так подготавливалась почва для эпохи Ренессанса, так прокладывался путь к индивидуальным портретам и зарисовкам с натуры.

Книги образцов не умерли с концом Средневековья. Начиная с эпохи Ренессанса и по сей день продолжают появляться всевозможные анатомические штудии и пособия для художников. В них, как и в предшествующих им книгах образцов, представлены предназначенные для повторения схематичные фигуры в разнообразных ракурсах.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи