Социальные науки

Каналомания: Пузырь индустриальной революции

30 марта 2018 0

канал, закат, корабли

 

В прошлый раз мы говорили о том, как тюльпаны породили первый задокументированный финансовый пузырь и как он лопнул. Тот инцидент не оставил следов на голландской экономике, а на мировой и подавно. Более того, торговля тюльпанами продолжилась, и эти цветы любят в Нидерландах до сих пор.

Тот «пузырь», который мы разберем сегодня, несколько другой. Он стал выражением своего времени, одной из ласточек новой индустриальной эры и оставил после себя несколько вполне ощутимых последствий. Сегодня мы разберемся с каналоманией.

Зачем нужны каналы?

Каналы придумали не в Британии и не в XVIII веке. Первые системы ирригации — орошения — появились еще VI тысячелетии до н. э. в засушливой Месопотамии. Быстро технологию рытья каналов переняли в Египте, и к II тысячелетию до н. э. там появилась обширная сеть ирригации. В основном каналы Месопотамии и Египта орошали засушливые районы страны, перенося воду от главных артерий.

Но были и транспортные каналы. Например, знаменитый Канал фараонов, который соединял Суэцкий залив с Нилом. Когда его построили — точно неизвестно, но существовал он аж до прихода арабских завоевателей, которые засыпали его в 767 году.

Расцвет каналов в древности пришелся на римскую эпоху. Как и все остальное, римляне возвели строительство каналов в систему и покрыли своими акведуками всю империю.

В эпоху Нового времени каналы стали окончательно и бесповоротно служить нуждам транспорта. Для строительства транспортного канала, который мог бы пропускать что-то, кроме небольшой лодки, нужны были серьезные вложения средств и сил. Чаще всего каналы прокладывали на государственные деньги. Кстати, в России строить каналы начали при Петре I.

В целом интерес к каналам в Европе понятен: корабли стали масштабнее, торговля требовала больше пространства и коммуникаций, сухопутные сети не справлялись. Последний тезис иллюстрируют цифры: если лошадь могла везти груз в одну тонну, то баржа по каналу могла перевезти до 40 тонн.

канал, баржа, лодки

Британия, век восемнадцатый

К XVIII столетию Великобритания подошла в великолепных кондициях. Славная революция привела на трон Вильгельма Оранского, который реформировал страну, заложив основы будущего процветания. В годы его правления (1689-1702) издается «Билль о правах», учреждается Английский банк, король в конце жизни одобряет создание Ост-Индской компании. В те же годы Англия окончательно переходит к конституционной форме правления, когда власть монарха ограничена парламентом. После Вильгельма на трон восходит Анна, при которой Шотландия и Англия объединяются в Великобританию.

В итоге всех перестановок и преобразований в стране складывается благоприятная обстановка для экономического роста. Стремительно богатеют текстильщики, литейщики, банкиры, производители посуды и владельцы шахт. Экономика расширяется, бизнесу нужно пространство, а для пространства нужны хорошие коммуникации. И тут на помощь приходят каналы

Южный канал и герцог Бриджуотерский

Обычно каналоманию — экономический пузырь, который образовался вокруг торговли акциями каналов, — связывают с Фрэнсисом Эгертоном, герцогом Бриджуотерским. Фрэнсис в своем путешествии по Франции обратил внимание на канал Le Canal du Midi, который соединяет Средиземноморье с Атлантикой. Canal du Midi поистине грандиозен: 240 километров, 130 мостов, сотня шлюзов. Его построили по инициативе барона Рике еще в 1681 году, так что к путешествиям Эгертона он уже функционировал на полную.

Герцог оценил размах и пользу водной артерии и решил перенести опыт к себе на родину, в Британию. Фрэнсис Эгертон владел угольными шахтами в городе Уорсли, что сейчас входит в агломерацию Манчестера. Тогда путешествия были в целом медленней, а перевозка многотонных грузов — так и подавно. Век железных дорог еще не настал, а перевозки лошадьми по обычным дорогам были малоэффективны — вспомните про одну тонну.

Эгертон задумался, и задумался крепко. В Манчестере нужен уголь для паровых машин на фабриках и для обогрева домов. Спрос практически неограничен, но доставлять уголь он может лишь маленькими порциями. Может, построить канал?

Герцог был богат, но все равно необходимы были вложения. Здесь была бюрократическая загвоздка — требовалось разрешение парламента.

Фрэнсис Эгертон

Фрэнсис Эгертон

Парламент Великобритании в первой половине XVIII века принял ряд актов, которые значительно ограничивали возможности создавать акционерные общества. Не из вредительского интереса, а из-за печально известной компании Южных морей — финансовой пирамиды, которая сулила вкладчикам баснословные прибыли от привилегированной торговли с испанскими колониями в Новом свете. Посулы были такими щедрыми, что на них купились славные джентльмены Джонатан Свифт и Исаак Ньютон. Как и все пирамиды, компания Южных морей развалилась, а парламент обеспокоился, введя регулировку акционерных обществ. Говоря проще, хочешь построить канал — получи разрешение у парламента.

Фрэнсису Эгертону пришлось влезть в долги, чтобы добиться от парламента разрешения. Но как только его Bridgewater Canal был завершен, дела пошли в гору. Из-за увеличившихся объемов и скорости, Эгертон смог удешевить свой уголь вдвое и стал главным поставщиком топлива в Манчестер.

Конечно, канал Эгертона не был первым в Британии. Землевладельцы и промышленники строили каналы и до него, но пример герцога стал наглядной витриной того, что каналы — это круто. В следующие 20 лет за каналы активно взялись текстильные магнаты, угольщики и производители посуды — последним каналы позволяли перевозить товар без ущерба. Но все это еще не было финансовым пузырем.

Каналомания

В 80-х годах XVIII века Великобритания переживала кратковременную стагнацию после недальновидного правления Георга III. В 1783 году кончилась Война за независимость США, промышленность Британии получила нового партнера за океаном и понадобились дополнительные мощности. К тому моменту многие каналы, заложенные после Бриджуотера, стали приносить прибыль, и притом солидную. На каналы впервые обратили массовое внимание.

О росте интереса к каналам говорят цифры: в 1790 году парламент одобряет один проект канала, в 1791 — шесть, в 1792 — семь, в 1793 — 21. При этом каналы все еще были дорогим удовольствием, и под многие создавались акционерные общества. Сразу же вокруг строительства каналов образовались неумелые дельцы, которые считали, что канал сам по себе доходен, а также спекулянты, которые этих дельцов обслуживали. Основные торги акциями каналов происходили на Ливерпульской бирже, и до нас дошли некоторые факты тех торгов. Например, Grand Junction Canal, соединявший Браунстон с Темзой, торговался в начале октября 1973 года за 100 фунтов за акцию, а в конце — уже за 425. Не понимая практической значимости и необходимости каналов, люди вкладывали свои деньги, подпитывая мыльный финансовый пузырь. Доходило до того, что акции прирастали на 400 % даже до разрешения от парламента.

Некоторые из тех каналов все же построили, и они функционируют до сих пор, взять тот же Grand Junction Canal. Но многие постигла незавидная судьба — их или не достроили, или вообще не начали.

Пузырь лопнул сразу по нескольким причинам. Во-первых, за возникшим ажиотажем и спекуляциями инвесторы не видели объективных технических проблем. Каналы были разной ширины и глубины, не все баржи могли ходить по ним свободно, в некоторых местах их приходилось тянуть с берега, не всегда строители учитывали высоту пролетов мостов, так что баржи застревали. Во-вторых, в 1793 году на континенте началась революционная война Франции против всех, и Британия не осталась в стороне. Расходы на войну повысили инфляцию, поток инвестиций в каналы замедлился, а потом и вовсе иссяк. Каналомания закончилась вместе с XVIII веком, те каналы, которые можно было закончить, достроили к 1820, а на смену старого тренда пришёл новый — на железные дороги.

Grand Junction Canal

#финансоваяграмотность

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться