Социальные науки

Как писать исследовательские работы в университете

9 сентября 2017 0

книга, текст

Источник: pixabay.com

Начался учебный год, и скоро всем студентам придётся писать кучу учебных работ. Как бывалый студент, я решил поделиться небольшими рекомендациями о том, как это делать. Эти советы в большей мере рассчитаны на студентов социально-гуманитарных специальностей, но могут пригодиться также и естественно-научникам, технарям и школьникам.


 

Рефераты и эссе

Начнём с простого: рефераты и эссе. Это две основные формы письменных работ в университете, и они не сильно различаются.

Рефераты имеют две основные цели:

  • Они позволяют лучше запомнить содержание реферируемой книги или материала, или лучше организовать для себя материал по теме. По сути, это просто пересказ уже доступной информации — ваших мыслей там быть не должно. При этом, на самом деле, для этой цели рефераты в учебном процессе практически не применяются, и студентам дают реферировать что попало.
  • Главная же цель рефератов — научить вас воспроизводить и организовывать информацию, которую вы извлекаете из статей и источников. Это умение необходимо в курсовых работах, поскольку воспроизведение предшествующих исследований составляет одну из самых важных частей вашего собственного исследования.

Однако рефераты — это довольно скучный вид работы, потому что они представляют собой банальный пересказ. Гораздо интереснее писать эссе, потому что в эссе нужно выразить и обосновать свою точку зрения на тот или иной вопрос.По сути дела, сделать надо всё то же самое, что и в реферате, но только со своим мнением и его доказательством.

Важно! Чтобы лучше понять, чего хотят от вас университетские преподаватели, попросите их оставлять комментарии и пометки в ваших работах в режиме рецензирования. Хорошие преподаватели вряд ли откажутся это сделать, даже если они сильно загружены (тем более, что обычно эту работу выполняют их ассистенты). Вы так заодно будете лучше понимать, почему за ту или иную работу была выставлена определённая оценка.

Курсовые работы

Ваша основная работа, с которой будет связана вся ваша учебно-научная деятельность, — это курсовая работа. И самое сложное в работе с ней — это выбрать тему (если есть такая опция). В идеале курсовая должна быть исследовательской работой, отличающейся от большого реферата, то есть предоставляющей новую научную информацию. Поэтому без хорошего же знания той или иной области сложно понять, что можно было бы исследовать, а что уже давно исследовано.

формулы, текст

Источник: pixabay.com

Преподаватели часто вывешивают список предлагаемых тем, из которых можно было бы выбрать. Однако такие списки обычно состоят как раз-таки из заезженных тем, по которым пишут каждый год, и ничего нового и интересного в них нет. Так чтоесли вы хотите заниматься чем-то интересным и быть профессионалом своего дела, лучше сразу пройти мимо.

Первые несколько месяцев в университете (если вы только поступили) у вас будет время осмотреться, поговорить со старшекурсниками и преподавателями (особенно на понравившихся лекциях), понять, что вам может быть интересно. Именно этим и стоит активно заняться. Если вы поступали, будучи заинтересованным в определённом проекте или в определённой области, то вам будет легче — сразу присмотритесь к тем, кто занимается чем-то похожим. Перед тем как окончательно определиться с выбором темы, поищите свежие научные статьи, связанные с ней. По-хорошему, стоит найти по меньшей мере пять статей за последние пять лет, которые вы могли бы использовать в своей работе. Из этих статей вы узнаете о том, какие вопросы остаются актуальными, а какие уже давно исследованы. Кроме того, в них вы найдёте ссылки на другую литературу по теме.

Также стоит принять во внимание, что вы можете лучше исследовать то, к чему у вас есть непосредственный доступ, что вы лучше знаете. Лучше всего исследовать какие-либо местные проблемы или вещи, связанные с вами и с вашим сообществом: национальным, религиозным, местным и т.д. Вы лучше знаете свои собственные специфические проблемы и процессы, чем проблемы и процессы в других местах. Там и без вас, скорее всего, эту проблему уже исследовали, а у вас даже не будет доступа к необходимому материалу. Постарайтесь обратить внимание на тот специфический материал, который доступен только вам.

Помните, хороший выбор исследовательского проекта сделает работу с ним интересной и упростит ваши дальнейшие исследования.

Выбор научного руководителя почти настолько же важен, как и выбор темы исследования. Научный руководитель — это не просто человек, который в первый раз видит и проверяет вашу работу в последний день перед дедлайном. Этот человек знает, как писать такие работы, и что для этого нужно, какие исследования есть по теме и какие споры актуальны в данной области. Именно этот человекдолжен помочь вам провести ваше исследование, поэтому взаимодействие с ним очень важно.

Содержание

Традиционно в российской науке, помимо многих других содержательных частей, говорят о том, что нужно определиться с объектом и предметом исследования, а также обосновать актуальность рассматриваемой проблемы. Однако мало кто поясняет, что под актуальностью имеется в виду: не актуальность поднимаемой проблемы вообще, для всего мира или для страны. Такое в принципе невозможно, поскольку учёные обычно занимаются очень узкими проблемами и решают очень специфические задачи, которые оказывают влияние на ненаучный мир весьма косвенным образом. Под актуальностью имеется в виду актуальность в контексте современных научных дискуссий о проблеме. Я полагаю, что не стоит писать об актуальности совсем, поскольку она обосновывается во время обзора литературы, о котором я скажу чуть позже. Разграничение же объекта и предмета исследования — это оставшаяся ещё с советских времен никому ненужная условность. О ней тоже не стоит упоминать, поскольку об объекте исследования также говорится в другой секции вашей работы.

книга, вода, волны

Источник: pixabay.com

Если вы, как я советовал выше, нашли свежие исследования по теме, то в них можно подсмотреть структуру, стилистику и содержание текста, а также воспроизвести их в своей работе. Да и в принципе, чем больше вы читаете что-либо, тем больше ваш стиль становится похож на стиль того, что вы читаете. Так что, если вы хотите быть хорошим современным исследователем, лучше читать много хороших актуальных исследований. Вкратце в вашей работе должны быть следующие вещи:

  • Для начала, чтобы провести собственное исследование, вы должны изучить предыдущие научные работы по конкретной теме. Поэтому в вашей работе должен быть обзор этих исследований. По сути дела, это реферат уже существующих исследований.
  • Ваша задача, которую вы выполняете, проводя исследование, — это внести в эти исследования что-то новое, вклиниться в эти предшествующие работы, ответив на вопросы, на которые они не ответили, или ответили, по вашему мнению, недостаточно. В своей работе на основе предыдущих исследований вы формулируете свою гипотезу, а потом проверяете её на основе экспериментов, размышлений, рассмотрения других теорий и т.д.
  • Одна из самых главных вещей в вашей работе — это методология. Посмотрев на вашу методологию и объект исследования, можно предсказать, как минимум, 50% всего, что вы напишете и используете. Причёмо методологии преподавателииногда не рассказывают едва ли не вплоть до магистратуры (особенно на гуманитарных специальностях). Ваша задача – узнать, какие методологии применяются в вашей области знаний, и выяснить, как их применять. Эти вопросы можно (и нужно) задать научному руководителю.
  • Любая работа связана с определённой областью и объектом исследования, от которых вам не надо, да и не захочется уходить, поэтому стоит очертить границы вашего исследования. Если есть какой-то важный вопрос, который связан с вашим исследованием, но который вы не собираетесь подробно рассматривать, то проговорите это.
  • Употребление некоторых терминов в вашей работе стоит пояснить, потому что есть вероятность того, что вы их употребляете не в общепринятом смысле.
  • После всего этого (и после самого исследования, понятное дело) остаётся только рассказать о достигнутых результатах. Помните, негативный результат – это тоже результат.

Некоторые замечания по самому тексту

Наконец, осталось сказать о том, как выстраивать сам текст. Главное, конечно, чтобы он был логично выстроен, в нём не было логических провалов, он представлял собой полноценное и последовательное доказательство. Также помните, что любое ваше утверждение должно на что-либо опираться: предыдущее исследование, эксперимент, личный опыт (с этим будьте осторожны), логическое заключение. Не делайте голословных утверждений.

книга, текст

Источник: pixabay.com

Однако также важно помнить, что вы всё-таки пишете текст для того, чтобы его можно было прочитать и понять. В науке сейчас сложные тексты не в моде, да и излишняя сложность может быть свидетельством или причиной отсутствия логики в рассуждениях. Ваш текст должен быть настолько простым и понятным, насколько это возможно. Вот несколько вещей, которые помогут сделать его таким:

  • Разбивайте текст на куски. Начинайте новый абзац хотя бы раз в страницу, а лучше два или три. Старайтесь укорачивать предложения: разбивайте сложные предложения на простые и избегайте излишних вводных конструкций. Помните: что находится в скобках, можно либо удалить, либо включить в текст.
  • Не бойтесь удалять лишний текст. Обычно к работам предъявляются определённые требования по объёму. Они нужны для того, чтобы заставить вас думать и найти, что сказать, а не для того, чтобы вы засоряли текст лишней информацией и сложными конструкциями. Тем более что вводные конструкции всё равно не особо помогают. Если ваш текст будет немного короче, чем требуется, но при этом он будет лаконичным, удобочитаемым и содержательным, преподаватель, скорее всего, будет вам только благодарен.
  • Также помните правило: одна мысль — один абзац. Не пишите в одном абзаце больше одной идеи. И желательно начинать абзац с предложения, которое бы раскрывало эту главную мысль абзаца, а остальные предложения сделать поясняющими к этому предложению. Так ваш текст будет удобнее читать беглым взглядом, чтобы уловить основную суть.
  • Не употребляйте термины без необходимости. Чем проще ваша речь, тем проще её воспринимать. Люди, которые понимают то, о чём пишут, могут это объяснить просто. Да и сам навык простого объяснения сложных вещей вам пригодится в жизни, потому что вы лучше начинаете понимать собственные исследования, учитесь лучше выстраивать аргументацию и, наконец, сможете нормально передать эти знания другим.
  • Избегайте метафор. Метафоры создают иллюзию понимания, и могут увести вас слишком далеко от реального смысла. Если вы всё же использовали метафору, то не слишком увлекайтесь этим. Помните, метафора может помочь понять логику, аргументацию или концепт, но не может заменить их.

Кроме того, не бойтесь писать от первого лица — это ваше исследование, и первым лицом вы обозначаете ту мысль, которую именно вы вносите в дискуссию. Это ваше исследование, ваши эксперименты, ваши умозаключения, ваше мнение. Его всё равно можно оспорить, потому что абсолютной истины не существует.

Если вас одолел «авторский блок», и вы не можете приступить к работе над текстом, помните, что лучшее — враг хорошего. Ваш текст в реальности всё равно никогда не будет точно таким же, как у вас в голове. Более того, он, скорее всего, будет радикально отличаться. Идеальных работ в любом случае не бывает, и всё можно улучшить или пересмотреть. Так что просто начните писать то, что приходит в голову (даже если это совсем неприличные вещи), а потом удалите лишнее и поменяете местами некоторые предложения, чтобы улучшить логическую структуру.

take it easy, буквы

Источник: pixabay.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться