Как бороться за свои права в интернете?

С киберактивизмом, или интернет-активизмом, хоть раз в жизни сталкивался каждый. И речь, конечно, не о ругани в комментариях к очередному видео на YouTube. Эти термины означают нечто поважнее. Различные гражданские проекты, деятельность правозащитных организаций, социальные акции вроде #MeToo и #ЯНеБоюсьСказать. Форм активизма в интернете множество. Как каждая из них влияет на общество, в котором мы живем?
С чего все начиналось
Интернет само по себе молодое явление, и период зарождения в нем социальных активностей пришелся на 90-е и нулевые годы. Первый случай, связанный с киберактивизмом, произошел с MarketPlace компании Lotus. Скандал касался приватности. Дело в том, что в 1990 году Lotus использовала для настройки рассылки базу данных, содержавшую имена, адреса и информацию о расходах 120 млн граждан США. Правозащитники от такого обстоятельства потеряли дар речи: несмотря на то, что подобная информация была доступна компаниям раньше, именно тот факт, что обширная база данных появилась в интернете, заставил людей задуматься и возмутиться. Активисты начали делать собственную рассылку, в которой рассказывали людям о действиях Lotus. Они говорили, что персональные данные можно будет записать на диск и просто продать третьим лицам. Да и вообще вся эта история попахивает нереализованным сценарием с участием Большого Брата. В итоге более 30 тысяч человек обратились в компанию с просьбой исключить информацию о них из базы данных. В 1991 году MarketPlace закрылся.
Тенденция эта сохраняется до сих пор. Если вы хотите добыть где-нибудь альтернативные сведения, ищите их в интернете.
Виды киберактивизма
Киберактивизм, как и, впрочем, любой активизм, бывает не только благородным, но и причиняющим вред. Но если для офлайн активизма мы сразу можем вспомнить нехорошие истории, такие как ВИЧ-диссидентство и экстремизм, то по поводу онлайн версии ничего быстро в голову не приходит. Для такого специфичного пространства, как интернет, подходы к решению проблем тоже специфичны. Если в реальной жизни «прямым действием» является, например, теракт, то в сети это DoS-атака сайта, или заражение ресурса вирусом, или массовая рассылка писем на один адрес электронной почты.
Помимо условного деления на «хороший» и «плохой» активизм, есть еще одно. Автор Сэндор Вей предложил делить киберактивизм на три категории: осведомленность/пропаганда, организация/мобилизация, а также действие/реакция.
Осведомленность или пропаганда, как крайнее ее проявление, охватывает всю деятельность пользователей по распространению информации: посты в соцсетях, создание отдельных веб-ресурсов, почтовые рассылки, видео на YouTube и т. д. Примером тому является сайт «Защити свой интернет», который компания Google запустила в 2012 году в ответ на законопроект немецкого парламента по обложению налогом новостных агрегаторов. Крупнейшая корпорация посчитала это камнем в собственный огород, ведь у нее есть сервис Google News. Кроме того, они называли инициативу парламента «лобби немецких издательских домов». На сайте Google доступно рассказывал обо всем этом, чтобы привлечь внимание пользователей.