Социальные науки

Готическая книжная миниатюра и витраж во Франции

8 августа 2017 0

витраж

Zagory / bigstock.com

На первый взгляд иллюстрации в манускриптах и витражи готических соборов – совершенно разные вещи. Но если вспомнить о том, что и те, и другие относятся к средневековой живописи, окажется, что это не совсем так.


 

Герои готической живописи: книжная миниатюра и витраж

Французская книжная миниатюра и витраж, в эпоху готики представляющий собой расписанные цветные стекла, скрепленные свинцовыми перемычками, имеют много общего. Как было сказано выше, они относятся к готической живописи и демонстрируют её как нельзя лучше. В то время во Франции станковой, то есть обычной, в нашем понимании, картины, не существовало, а росписи были весьма малочисленны и практически не сохранились до наших дней.

Тематика у интересующих же нас произведений была одна и та же, поскольку и витраж, и миниатюра иллюстрировали в основном религиозные сюжеты. Композиции и характер изображения персонажей были общими, традиционными. Хотя стоит сказать, что в готическую эпоху уже получили развитие и светские сюжеты, но они были не так многочисленны.

Витраж в готическом соборе

Michael D Beckwith / Unsplash.com

Синтез искусств на примере миниатюры и витража

Важно отметить, что книжные миниатюры и витражи полностью отвечали потребностям времени, ориентированного на религиозность и подчинение церкви. Отсюда и две главные их функции – нравоучительность и декоративность. Рассматривая сияющие витражи и изысканные книжные миниатюры, средневековый зритель был охвачен благоговейным трепетом.

Для этого как нельзя лучше подходил родившийся в конце XII века готический стиль, поэтому мы видим в витражах французских соборов, иллюстрациях манускриптов характерную условность и плоскостность, строгость резких линий, но в то же время наблюдаем торжественность, изящество, выразительность.

Кроме того, и книжная миниатюра, и витраж входят в синтез искусств, то есть объединение различных искусств в одно завершенное целое: миниатюра вписывается в книжный микроансамбль, витраж – в архитектурно-художественный синтез. Это позволяет им не только в полной мере отражать тенденции стиля, но и полностью раскрыть свои возможности, создав в процессе синтеза нечто совершенно новое.

Отчасти поэтому, а отчасти и потому, что большие окна готических соборов вытеснили ранее главенствующие на стенах фрески, в это время творчество мастеров-витражистов во Франции получило невиданный размах.

Именно в тот период создавались роскошные манускрипты, украшенные драгоценными камнями, эмалью, золотом и серебром, и, самое главное, прекрасными искусно написанными миниатюрами.
Посудите сами: в одном только соборе в Шартре насчитывается 164 окна общей площадью более 2600 квадратных метров, а сколько еще витражей украшают соборы других городов Франции! Или приведем хрестоматийный пример – Великолепный часослов герцога Беррийского – замечательно проиллюстрированная рукопись позднего Средневековья, которой восхищаются все любители готики.

Апрель. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Апрель. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского», Wikimedia

Особенности французского готического искусства Средневековья

Французская книжная миниатюра и витраж развивались параллельно и попеременно влияли друг на друга.

Считается, что в начале XIII века, когда готический стиль только формировался, витраж развивался быстрее, чем миниатюра, и она ему подражала
Первые готические витражи, сохранившиеся, к примеру, в том же Шартрском соборе, как правило, были круглой формы. Вслед за ними появились и миниатюры, заключенные в округлые медальоны, в частности, таковы многие иллюстрации в Псалтыре королевы Бланки Кастильской. Были и другие формы клейм, внутри которых писались миниатюры – квадрат или четырехлистник (квадрифолий), вероятно, они также впервые появились в витражах, которые, в свою очередь, переняли их из готической архитектуры. Гладкие золотые фоны миниатюр напоминают о сиянии света, проходящего сквозь витражи готических соборов, а черная контурная линия, обрисовывающая персонажей и предметы, похожа на черные свинцовые перемычки, скрепляющие цветные стекла витражей. Да и яркая цветовая гамма миниатюр французских манускриптов (красный, синий и оранжевый цвета) также появилась не без влияния витража.

Однако со второй половины XIII ве­ка французская готическая миниатюра вышла вперед и стала влиять на витражное искусство.

Так, в иллюстрациях появилась более светлая палитра цветов, а вслед за ней колорит витражей также стал осветляться за счет новых оттенков желтого или техники совмещения разных стекол. Например, красный и синий позволяли получить лиловый цвет, столь любимый витражистами часовни Сен Шапель.

Интересно, что мода на гризайль (живопись, выполняемая градацией тонов одного цвета, чаще всего серого или коричневого), введенная парижским миниатюристом Пюсселем, также распространилась и на витражи – к примеру, в соборе Сен Урбэн де Труа можно встретить сероватые фоны, делающие фигуры персонажей еще ярче.

Постепенно иллюстрации французских готических манускриптов все больше походили на маленькие картины, а вслед за ними становился живописнее и витраж. И к концу эпохи готики и в миниатюрах, и в витражах детали условных архитектурных строений сменились устремленными ввысь башенками, шпилями и соборами; травинки и листочки превратились в деревья и леса; появилась перспектива. Вместе с тем персонажей стало больше, ракурсы усложнились, а лица стали терять свойственную Средним векам типичность.

Реймсский собор, Франция

Реймсский собор, Франция / Cezar Suceveanu, Wikimedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью