Городской готический собор в Западной Европе. Часть 2

Величественные, но в то же время легкие и устремленные ввысь готические соборы во все времена были и до сих пор остаются визитной карточкой многих городов Западной Европы. Между тем, вы знаете, скольких трудов, времени и денег требовала постройка готического храма? И почему несмотря ни на что даже в голодные и бедные Средние века никто не сомневался, что это того стоит?


 

Какой он, готический храм?

Наверное, одна из главных особенностей готического храма не в его головокружительной высоте, не в застывших по его периметру фантастических изваяниях, не в сияющих будто бы неземных витражах и даже не во всем вместе. Думается, что главная его особенность состоит в том, что готический собор представляет собой результат работы всего средневекового общества.

Более того, собор как таковой не имеет авторства. Весь народ объединялся, чтобы возвести тот или иной храм. И за это время мастеровые сменяли друг друга десятками, а иногда и сотнями. Автором не был и, главное, не считал себя таковым ни главный строитель, ни скульпторы, ни витражисты. Ведь художники готической эпохи вовсю использовали книги образцов и сборники типичных произведений для любых видов искусства. Это считалось делом не только не зазорным, но и необходимым. Более того, некоторые мастера, к примеру те, кто придумывал план храма и делал чертежи, даже не могли в полной мере оценить успешность своего труда. Ведь постройку возводили веками и поколениями, и средневековые архитекторы просто не доживали до завершения ее строительства, да и собор на протяжении этого периода мог много раз перестраиваться.

Любопытные факты о строительстве готических соборов

Собор должен был быть доминантой, самым высоким зданием, от которого рос центр города. Его строительство начиналось с закладки, знакового и радостного события для любого горожанина. Оно было превращено в настоящий праздник — толпы зевак, шествия, присутствие высшего духовенства, а также иногда даже короля и членов его семьи. Согласно церемонии, епископ закладывал первый камень будущей постройки, а дальше начинались долгие и однообразные дни строительства. План постройки намечали прямо на земле и принимались сначала за возведение фундамента, затем за подсобные и хозяйственные помещения, после — занимались стенами, столбами, деревянными лесами.

[myline]Интересно, что в целях защиты будущего храма от непогоды сначала возводилась крыша и лишь потом своды и перекрытия. Далее подходил черед окон и витражей, пола, внутреннего убранства собора.[/myline]

И если возведение продолжалось в течение многих столетий (к примеру, Кельнский собор, начатый в 1248 г., был завершен только в XIX в.), всё это время людям приходилось вести службы в недостроенных храмах. Получается, что все эти красивые и величественные картинки из прошлого, которые мы представляем себе, рассматривая интерьер того или иного собора, далеки от истины. Да, в Средние века храмы чаще всего были недостроены, а службы велись сразу, как только возводился алтарь и хоры, практически на открытом воздухе.

[mydoubleline]А если мы задумаемся над финансовой стороной и узнаем, сколько стоило возведение того или иного собора, мы будем поражены. Подсчитано, что в пересчете на сегодняшние деньги собор Парижской богоматери обошелся в 282 млн долл., собор в Реймсе — 213 млн долл., а Амьенский вообще 564 млн долл. [/mydoubleline]Откуда в нищие Средние века такие деньги? Конечно, вносила свой вклад королевская казна и сама церковь, но они вряд ли бы набрали такие суммы без добровольных и регулярных пожертвований обычных горожан.

Чтобы понять, почему в Средние века строительству соборов отводилась настолько важная роль, вспомним, чем был собор для людей той эпохи.

Готика, собор

Чем так были так ценны соборы для средневекового человека?

Средневековый человек был тотально религиозен, а храм был для него не просто местом, где его исповеди и молитвы были бы услышаны, но и обителью Господа, а также физическим воплощением его Царства на земле. Поэтому не стоит удивляться, что каждой части собора придавалось символическое значение — так, стены ассоциировались с библейскими образами Ветхого и Нового Заветов, опоры — с апостолами и пророками, поддерживающими Господа, а порталы воспринимались входом в рай.

[myline]Но религиозная сторона — это еще не всё, ведь храм в Средние века был не только обителью Господа, а например, центром, вокруг которого кипела интеллектуальная, культурная и социальная жизнь города.[/myline] Мессы проходили по воскресным дням, а в другое время в соборе можно было провести деловую встречу и обсудить сделку, устроить заседание общины, посмотреть театральное представление. Здесь же проходили теологические и философские диспуты, здесь читали лекции лучшие ученые своего времени.

Итак, люди самозабвенно трудились на благо строительства городского собора, вносили пожертвования, были готовы вести службы в недостроенных частях храма в любую погоду и считали это нужным. И всё это благодаря огромному значению собора в религиозной, социальной и культурной жизни средневековых горожан.

[mybigimg src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2017/10/paul-dufour-844811-1024×732.jpg» subs=»Собор Парижской Богоматери, источник: unsplash.com«]

Предыдущая статьяМыс Столбчатый
Следующая статьяЭверглейдс

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи