Социальные науки

Городской готический собор в Западной Европе. Часть 2

15 октября 2017 0

Готика, собор

Источник: unsplash.com 

Величественные, но в то же время легкие и устремленные ввысь готические соборы во все времена были и до сих пор остаются визитной карточкой многих городов Западной Европы. Между тем, вы знаете, скольких трудов, времени и денег требовала постройка готического храма? И почему несмотря ни на что даже в голодные и бедные Средние века никто не сомневался, что это того стоит?


 

Какой он, готический храм?

Наверное, одна из главных особенностей готического храма не в его головокружительной высоте, не в застывших по его периметру фантастических изваяниях, не в сияющих будто бы неземных витражах и даже не во всем вместе. Думается, что главная его особенность состоит в том, что готический собор представляет собой результат работы всего средневекового общества.

Более того, собор как таковой не имеет авторства. Весь народ объединялся, чтобы возвести тот или иной храм. И за это время мастеровые сменяли друг друга десятками, а иногда и сотнями. Автором не был и, главное, не считал себя таковым ни главный строитель, ни скульпторы, ни витражисты. Ведь художники готической эпохи вовсю использовали книги образцов и сборники типичных произведений для любых видов искусства. Это считалось делом не только не зазорным, но и необходимым. Более того, некоторые мастера, к примеру те, кто придумывал план храма и делал чертежи, даже не могли в полной мере оценить успешность своего труда. Ведь постройку возводили веками и поколениями, и средневековые архитекторы просто не доживали до завершения ее строительства, да и собор на протяжении этого периода мог много раз перестраиваться.

Любопытные факты о строительстве готических соборов

Собор должен был быть доминантой, самым высоким зданием, от которого рос центр города. Его строительство начиналось с закладки, знакового и радостного события для любого горожанина. Оно было превращено в настоящий праздник — толпы зевак, шествия, присутствие высшего духовенства, а также иногда даже короля и членов его семьи. Согласно церемонии, епископ закладывал первый камень будущей постройки, а дальше начинались долгие и однообразные дни строительства. План постройки намечали прямо на земле и принимались сначала за возведение фундамента, затем за подсобные и хозяйственные помещения, после — занимались стенами, столбами, деревянными лесами.

Интересно, что в целях защиты будущего храма от непогоды сначала возводилась крыша и лишь потом своды и перекрытия. Далее подходил черед окон и витражей, пола, внутреннего убранства собора.

И если возведение продолжалось в течение многих столетий (к примеру, Кельнский собор, начатый в 1248 г., был завершен только в XIX в.), всё это время людям приходилось вести службы в недостроенных храмах. Получается, что все эти красивые и величественные картинки из прошлого, которые мы представляем себе, рассматривая интерьер того или иного собора, далеки от истины. Да, в Средние века храмы чаще всего были недостроены, а службы велись сразу, как только возводился алтарь и хоры, практически на открытом воздухе.

А если мы задумаемся над финансовой стороной и узнаем, сколько стоило возведение того или иного собора, мы будем поражены. Подсчитано, что в пересчете на сегодняшние деньги собор Парижской богоматери обошелся в 282 млн долл., собор в Реймсе — 213 млн долл., а Амьенский вообще 564 млн долл.

Откуда в нищие Средние века такие деньги? Конечно, вносила свой вклад королевская казна и сама церковь, но они вряд ли бы набрали такие суммы без добровольных и регулярных пожертвований обычных горожан.

Чтобы понять, почему в Средние века строительству соборов отводилась настолько важная роль, вспомним, чем был собор для людей той эпохи.

Готика, собор

Витраж Вестминстерского аббатства, источник: unsplash.com

Чем так были так ценны соборы для средневекового человека?

Средневековый человек был тотально религиозен, а храм был для него не просто местом, где его исповеди и молитвы были бы услышаны, но и обителью Господа, а также физическим воплощением его Царства на земле. Поэтому не стоит удивляться, что каждой части собора придавалось символическое значение — так, стены ассоциировались с библейскими образами Ветхого и Нового Заветов, опоры — с апостолами и пророками, поддерживающими Господа, а порталы воспринимались входом в рай.

Но религиозная сторона — это еще не всё, ведь храм в Средние века был не только обителью Господа, а например, центром, вокруг которого кипела интеллектуальная, культурная и социальная жизнь города.
Мессы проходили по воскресным дням, а в другое время в соборе можно было провести деловую встречу и обсудить сделку, устроить заседание общины, посмотреть театральное представление. Здесь же проходили теологические и философские диспуты, здесь читали лекции лучшие ученые своего времени.

Итак, люди самозабвенно трудились на благо строительства городского собора, вносили пожертвования, были готовы вести службы в недостроенных частях храма в любую погоду и считали это нужным. И всё это благодаря огромному значению собора в религиозной, социальной и культурной жизни средневековых горожан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться