буквоед


буквоед

Статьи

Город на болотах или костях? Разбиваем петербургские мифы

6 мая 2019 0

wiki 

Автор научно-популярного журнала SciencePop Владимир Бугров решил бороться со стереотипами мышления. Поскольку скоро очередной юбилей Санкт-Петербурга, начинает он с города на Неве. В первой части ставит под сомнения то, что это «город на болотах», «город на костях» и «окно в Европу».

ПЕТЕРБУРГ ПОСТРОЕН НА БОЛОТАХ?

Если набрать в поисковике «болота Санкт-Петербурга», то мы получим следующее описание места, где был построен город. «Непроходимые дремучие леса и трясинные болота», «весь исторический центр Петербурга стоит на заболоченном месте, местами- на так называемых «бездонных» болотах».

Между тем, болот на территории Петербурга никогда не было. Город расположен на территории пляжей Литоринового (теперь Балтийского) моря. Несколько тысяч лет назад море доходило до теперешнего Лиговского проспекта. Он на 7-8 метров выше исторической части города и проходит по старым морским дюнам, район этот ещё недавно назывался «Пески». К XVII веку дюны покрылись слоем плодородного гумуса и были распаханы под пашни, так как песок обеспечивал хороший дренаж. Пригодные для распашки земли видны на плане города Ниенштадта 1698 года, как ни странно, в них входит северная часть Васильевского острова, позже названная Голодаем( с 1926 года остров Декабристов). В исторической части будущего города пашен не было из-за присутствия глинистых фракций, которые удерживали воду, но лужи на глине это не болото. Рытьё каналов принято считать прихотью Пётра I. Но это не так. Помимо транспортного обеспечения-летом по воде, зимой по льду, они давали песок для отмостки улиц и глину для изоляции фундаментов и изготовления кирпичей. Одна из старейших улиц города- улица Репина на Васильевском острове, в XVIII веке называлась Песчаная, так как была покрыта песком из вырытых вдоль неё каналов. Теперь на их месте Первая и Вторая линии. Когда сделали булыжную отмостку улица название сменила. Собственно, то, что под нами песок вы можете легко проверить, если окажетесь на углу Александровского сада, который ближе к Исаакиевскому собору. В конце апреля там раскопали траншею и стали видны слои песка и глины, наподобие торта Наполеон. Миф о болотах, возможно возник в середине XVIII века, когда застройка берегов Кривуши (канал Грибоедова) и Фонтанки привела к тому, что территория между ними лишилась естественных стоков в эти реки. Поскольку верхний слой почвы там был глинистый, и воде некуда было уходить, на месте Думской улицы, улицы Бродского (Михайловской) и Садовой улицы образовались водоёмы. Первый даже имел название – Глухой проток. Оставшийся до сегодняшнего дня пруд в Юсуповском садике – остаток водоема тянувшегося вдоль Садовой. Водоёмы хорошо видны на карте 1738 года.

Тем не менее, дома в Петербурге приходится строить на сваях, но не из-за «бездонных трясин». Между слоями песка и глины существует естественная смазка- грунтовые воды. Из-за них может происходить смещение пластов, поэтому пласты приходится прошивать сваями, как гвоздями. При постройке здания Двенадцати коллегий было забито более 3,5 тысяч свай, при возведении Исаакиевского собора более 11 тысяч. Под Петропавловской крепостью – 40 000 свай.

Город на болотах или костях? Разбиваем петербургские мифы

ПЕТЕРБУРГ – ГОРОД НА КОСТЯХ?

На одном из ресурсов написано: «неизвестно чего больше в петербургской земле – строительных свай или человеческих костей». В настоящее время исторический горизонт петровских времён полностью перекопан, однако никаких, ни массовых, ни единичных захоронений не обнаружено. Все захоронения сконцентрированы на кладбищах тех времён, а площадь кладбищ вполне соответствует среднему показателю на «душу населения». Особенно убедительны современные исследования списков работников, прикомандированных к различным ведомствам. Выясняется, что один и тот же работник упоминается в списках годами, не умирая. В доношение Синявина, датированным 1712 годом, говорится, что из 2210 присланных работников умер 61 человек, 365 сбежало. В целом, смертность в Петербурге не сильно отличалась от среднего показателя по России благодаря хорошему качеству невской воды, удовлетворительному питанию и профилактике кишечных заболеваний (каждому работнику выдавался рыбий жир и уксус). В 1717-м глава Канцелярии городовых дел князь Черкасский сообщил царю, что из 32000 строителей в том году болело всего 1000.

Город на болотах или костях? Разбиваем петербургские мифы

ПЕТЕРБУРГ – ОКНО В ЕВРОПУ?

«Окно в Европу». В ноябре 1703 года в Санкт-Петербург пришло первое иностранное судно под командованием голландского шкипера Выбеса, доставившее соль и вино. Шкипер получил объявленную Петром премию – 500 золотых. «Все флаги в гости будут к нам», будут, но только за деньги. Для купцов из Европы пришлось отменить пошлины. Вход в Неву из-за наносимого течением песка очень мелкий – при «средней воде» около двух метров. С точки зрения обороны от шведов это было хорошо, их корабли, превосходившие по водоизмещению галеры и шнявы Петра Первого, не могли подойти к городу. Но для транзита товаров из Европы это было не удобно. Грузы приходилось разгружать в Кронштадте, а затем доставлять в Петербург маломерным флотом. Так в 1868 году из 768 тыс. т. импортных грузов, в Петербург без перегрузки доставлено лишь 208 тыс.т. Петербургский порт фактически был речным и служил только для обеспечения города, а не для транзита. Находился он на Петроградской стороне на месте «судейского квартала» и на Васильевском острове на месте набережной Макарова. До второй половины XVIII века торговля с Европой осуществлялась в основном через Архангельск. Доставка товаров из России в Петербург была затруднена из-за сложности навигации в Ладожском озере. Дорог не было, поэтому товары доставлялись по рекам или по льду рек южного водораздела в Вышний Волочёк. Оттуда через реки северного водораздела, Ладогу и Неву в Петербург. Канал вдоль Ладоги, который должен был упростить навигацию, был закончен в 1732 году, но сделанный наспех, с проходкой судов справлялся плохо до модернизации 1765 года. Купцы отказывались использовать этот маршрут для торговли с Европой. Для обеспечения транзита грузов мало было отменить пошлины в Петербурге- пришлось увеличить их Архангельске. Лишь в 1886 году Петербург, наконец, становится «окном в Европу». Благодаря строительству фарватера от Кронштадта до Гутуевского острова и затем до глубоководной части Невы, в городе появляется Морской порт.

Пока все. В следующей статье поговорим о заблуждениях по поводу флота Петра Первого, а так же хочу поделиться своими сомнениями о назначении Петропавловской крепости.

Хотите узнать о тайне петербургской картографии чуть больше? Смотрите здесь.

Город на болотах или костях? Разбиваем петербургские мифы

SkillBox

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться