Гоголь. Реформатор русской культуры. Революционер русского театра

Практически каждый житель нашей страны, так или иначе, знаком с литературным творчеством Николая Васильевича Гоголя. Но далеко не каждому известно, что без трудов Гоголя-драматурга, того театра, с которым мы знакомы, могло бы попросту  и не существовать.

Драматургия Гоголя-это смена кодов в искусстве, рождение новых отношений между автором и читателем-зрителем. Его новаторская поэтика поначалу была отвергнута критиками и избранной публикой Российской Империи. Петербургская газета «Северная пчела» после премьеры в 1842 г «Женитьбы» описала спектакль довольно едкими словами «…оскорбление всех литературных и сценических приличий».  Еще бы, ведь Гоголь потребовал от зрителя серьезного самоанализа, заговорил на ином эстетическом языке. Он обратился к реальной, временами, суровой и нелицеприятной действительности, снес стену между искусством и жизнью.  Никто не хотел узнавать в представленной автором мещанской, заурядной и обывательской жизни – свою собственную, а в безгеройных персонажах — самих себя. Зрители привыкли ходить в театр, способный заменить их серое существование праздником.

Гоголь. Реформатор русской культуры. Революционер русского театра

Гоголь-драматург указывал новый тип театра, который способен был взорвать бесконфликтное сознание и пробудить личность от видения собственной жизни в формате утопических картин. Гоголь разрывает отношения с театром его времени, отказывается от внешней зрелищности и от ходульных героев с их конфликтами, построенными на банальной любовной интриге. В новой драматургии нет второстепенных героев, в ней действие вяжется в один общий узел. Действие, происходящее в пьесе, затрагивает всех и каждого.  Основное событие  каждой гоголевской пьесы концентрирует персонажей в одной точке. В «Ревизоре» в доме городничего символически собирается весь город (представители всех сословий), в «Женитьбе», у Агафьи Тихоновны собираются все женихи и свахи. В «Игроках» все персонажи стекаются в «Какой-то» городской трактир. Интересно, что Гоголь воспроизводит этот самый процесс собирания. Все его персонажи приезжают, приходят, добираются в это общее пространство.

Природа конфликта также видоизменяется: любовный механизм сменяется социальным. Что заставляет героев суетиться и действовать? Отнюдь не любовь, а денежный капитал, выгодная женитьба, оскорбленное себялюбие, карьера…  В этом мире не существует оппозиции пороку. Это мир однородного зла или однородной посредственности. В гоголевской драматургии нет ни единого положительного персонажа.  Как выразился театральный  критик того времени Апполон Григорьев: «Место положительного героя в пьесах Гоголя занимает смех как единственное честное и карающее лицо». Это смех сквозь слезы, смех над самими собой, направленный на нас самих.

Гоголь. Реформатор русской культуры. Революционер русского театра

Гоголь видел способ усовершенствования общества не в изменении устройства социума, а в переустройстве нравственной составляющей каждой личности в отдельности. Все в том же «Ревизоре»  Гоголь четко обозначает  духовную концепцию пьесы  «какой-то» город-это наш душевный город, сидящий в каждом из нас; чиновники-бесконтрольные наши страсти, неуемные и ненасытные;  ревизор же –это истинная совесть, объяснение с которой ждет нас на пороге смерти. Для Гоголя театр-кафедра с высоты  которой целой толпе читается живой жизненный урок. Единицы из современников драматурга были способны понять масштаб его мышления, уяснить, что речь идет не о рядовых ситуациях частной жизни, а о мироустройстве русского человека в целом.

Природа трагического смеха всех пьес автора в идее подложной жизни, потере цели. В пространстве обмана и подмены истинных смыслов герои выстраивают свою концепцию жизни, мировоззрение. Они слепо уверены в верности выбранных ими  ориентиров, считают что их правила существования целесообразны и справедливы. И вот в тот момент, когда эти возведенные стеклянные здания их представлений о мире рушатся, они уверены, что происходит абсолютный крах.  Ревизоровский Городничий в последнем монологе возносится до действительно комического пафоса: ведь он «Трех губернаторов обманул!», за тридцать лет воровской службы ни  разу не попался. А тут какой-то замухрыжка, пустое место, а не человек все разрушил! Самое интересное, что после приезда реального ревизора, вероятнее всего, история повторится. Это не станет наказанием или разоблачением чиновников города. Персонажи лишь приложат больше усилий для того чтобы спастись. Спастись не в глобальном смысле-от порока лжи и иже с ней, а в смысле бытовом. Настоящему ревизору будут давать взятки больше, кормить сытнее и вкуснее, в постель «подкладывать»  дочку или жену, ну, смотря кто понравится. Вся эта круговерть, в каком-то отношении бесконечна, циклична, как в принципе и история рода человеческого.

Гоголь. Реформатор русской культуры. Революционер русского театра

Этот гротесковый художественный мир и есть мир реальной действительности, но в устрашающем отсутствии  света в этом мире четко прослеживается тоска по идеалу. Гоголь был человеком болезненного сознания. Оставаясь лидером реалистического направления, он погибает в состоянии душевного дисбаланса, в метаниях об учительском назначении искусства. Драматург мечтал о вечной красоте души и мира и шел к нему через фантасмагоричные изображения социальной действительности.  Масштаб идей писателя не сразу был уяснен обществом. Театр довольно медленно начал  осваивать сценические возможности гоголевской драматургии, понимать глубину ее смысла. И к последней четверти XIX века пьесы Гоголя остаются в репертуаре отечественных театров и не сходят с театральных афиш и по сей день.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи