Социальные науки

«Герои» нашего времени: Крепость на болотах

1 ноября 2017 0

герои, замок, крепость на болотах,

Скриншот из игры Герои Меча и Магии 3. Окно найма замка, где изображены все существа фракции 

Продолжаем наш поход по землям и городам легендарной Heroes of Might and Magic III. Сегодняшний замок, как и следующий, все больше предрасположен к Might, нежели чем к Magic, но от этого он не становится хуже, скучнее и обыденней. Вслед за Инферно, Некрополисом, Башней, Оплотом и Темницей мы поедем в болотную Крепость, с её змеями, ящерицами, вивернами и прочей рептилоидной армией.

Крепость, вместе с Цитаделью, задумывалась авторами как некоторый промежуточный вариант между тремя добрыми и тремя злыми замками. У обитателей этого болота нет ярко выраженной моральной стороны или позиции в сюжете игры. Крепость, она сама по себе, — это выражается в том числе в их усиленной обороне. Помимо усиленной обороны, у Крепости урезана магия — три уровня гильдии вместо одного. Но шарма это обстоятельство никак не убавляет.

В визуальном плане Крепость очень многое позаимствовала у коренных американцев. Здесь и замок, выполненный в форме ступенчатой пирамиды, и многочисленные хижины на ветвях, и разные улья, гнезда и логова. Получается такой предельно слитый с природой замок, но не как оплот, а в прямом смысле — в Крепости нет человеческих существ, а только звери и человекоподобные гноллы с ящерами.

Болота, в силу своих скрытых опасностей, тайных углов и разномастных лекарственных растений с животными, часто фигурировали в мифах и легендах народов мира как место обитания темных сил. Для первобытного сознания болото было филиалом загробного мира на земле. Посудите сами: темное, затхлое место, населенное змеями, жабами и прочими ядовитыми тварями, в нем пропадают путники и пополняют свои запасы ведьмы со знахарями.

Не обошлось и без приписывания болотам магического населения: так, в славянской мифологии есть упоминания о болотниках и болотницах, которые занимаются затягиванием людей в трясину.

Вполне справедливо создатели Героев поместили в болота разных рептилий: с двумя ногами, с четырьмя, без ног, с несколькими головами, с крыльями и без. Разберемся, кто есть кто.

Гноллы

Несмотря на весьма симпатичную графику, Герои все равно страдают некоторой пикселизацией, и разглядеть персонажа бывает очень трудно. На первый взгляд, гнолл из Крепости напоминает двуногую прямоходящую то ли собаку, то ли гиену, и не совсем понятно, как он оказался в такой рептильной компании. Гноллы имеют признаки цивилизации — броню и оружие, а место их обитания не пещера и не дыра в земле, а хижина, построенная вокруг ствола дерева.

гнолл, крепость на болотах, герои 3

Гнолл, скрин из игры

Классического гнолла — гиеноподобное существо на двух ногах — нам подарил знаменитый на весь мир D&D Гэри Гигакс, энтузиаст, умелец и фантазер.

Гэри Гигакс — американский писатель и разработчик настольных игр, который в начале 80-х вместе с Дэйвом Аренсоном создал знаменитую серию Dungeons and Dragons, задавшую тон всем играм жанра, причем как настольным, так и компьютерным.
Славное имя Гигакса упоминалось нами в статье про Темницу: именно он сформулировал образ бехолдера, который перекочевал в добрую сотню игр.

Гноллы тоже вышли из-под пера или печатной машинки Гигакса и стройными рядами пошагали по разным игровым вселенным, от Warcraft до Lineage 2. В целом образ гнолла довольно монолитен: обязательны голова гиены, оружие, сбивание в стаи и безудержный грабёж.

Было бы не справедливо оставить вас наедине с Гэри Гигаксом и не сказать про еще одного человека, которому гноллы обязаны появлением на свет. Это ирландский поэт и писатель, один из пионеров фэнтези, Эдвард Планкетт, 18-й барон Дансени. Именно после знакомства с его рассказом «How Nuth Would Have Practiced His Art Upon the Gnoles» Гигакс узнал про то, кто такие gnoles (gnome+troll), и решил перенести их в свою настольную игру. Сам лорд Дансени был вообще незаурядным человеком, стрелял из пистолета, изобрел ассиметричные шахматы (32 пешки против обычного набора фигур), и, конечно, писал свои фантастические рассказы.

У gnoles лорда Дансени и гноллов Гигакса есть весьма солидная родословная в мировой мифологии. Собака, как и гиена, давно известна человеку, и до соединения двух образов — очеловечивания собаки (или особачивания человека) — оставался один шаг.

Частный случай такого соединения — греческие кинокефалы, которые дословно переводятся как песиголовцы. Греки вполне логично помещали кинокефалов на окраину известного им мира — в Африку, Индию, Скифию, — ведь эти земли представлялись малоизвестным и опасным простором, где облик человека перетекает во что-то хтоническое. Кинокефалы встречаются у большинства знаковых авторов античности, Гесиода, Геродота, Ктесия и еще нескольких. Самое знаменательное в этих рассказах — полная уверенность ученых мужей в том, что все рассказанное суть чистая правда.

Есть ли в дальних странах песиголовцы или нет, мы сказать не можем, но вот на первом уровне Крепости они точно обитают, вооружившись булавами и цепами. Оставим их наедине и перейдем к обширной и разнообразной рептильной части Крепости.

Ящеры

Синие человекоподобные ящеры — единственная стрелковая сила Крепости, с одной стороны, и живое воплощение мифа о рептилоидах — с другой.

У человека отношения с рептилиями и земноводными до кучи не сложились практически сразу.

Антропологи связывают это с прочной генетической памятью, которая передалась нам от обезьяньих предков. В те дремучие времена бедным приматам приходилось прятаться от ползучих змей и прочих рептилий на деревьях, без всяких возможностей дать отпор, что вселило в нас нестираемый ужас перед чешуйчатыми хищниками.

Если развивать эту тему, то и драконы, и змей-искуситель — все проистекает от нашей генетической памяти. Хотя надо понимать, что это только теория.

Над верой в рептилоидов — гуманоидную инопланетную расу, которая намеревается покорить Землю, — большинство здравомыслящих людей уже даже устало смеяться. Это абсолютная классика мракобесия, наряду с торсионными полями, заряжением воды и НЛО. Но есть ли ящеролюди в мифологии?

Конечно, есть, куда без них! Вариации из разряда человек+змея или человек+ящер встречаются повсеместно, от индийских легенд до культуры ацтеков. И везде ящеролюди разные. Например, египетский Собек охраняет воды Нила и следит за разливом главной реки Египта. Ехидна и Тифон — это хтоническая пара из греческой мифологии, которая породила Цербера, Гидру, Химеру и прочих жутких тварей.

собек, египет, мифология

Собек, источник: Wikimedia

В ящерочеловеке или змеечеловеке обычно уживаются сразу и хитрость, и мудрость, и некоторая отстраненность от мира людей.

Ящеролюди, похожие на стрелков из Крепости, более отчетливо проглядывают во все тех же первых изданиях D&D от Гэри Гигакса, который изобразил их полудикими, живущими у воды, человекоподобными ящерами. Впрочем, у них есть и своя религия, и оружие, и, местами, умение приручать динозавров. Именно в таком формате они распространились по прочим вселенным, особенно ярко отметившись в Вархаммере.

Змии

Змии и их улучшенный вариант, стрекозы, стоят в Крепости на третьем уровне и преподносят, пожалуй, меньше всего загадок относительно своего происхождения.

В оригинале они назывались serpent fly и dragon fly, соответственно, причем первый термин сугубо мифологический и переведен на усмотрение ответственного лица, а второй имеет совершенно четкий перевод: dragonfly — однозначно стрекоза.

Еще тогда, в 1999 году, создатели Героев знали о нашей серии статей и решили таким образом подложить мне свинью, а точнее, стрекозу. В самом деле, не стану же я рассказывать вам о том, кто такие стрекозы?!

Если кому-то вдруг интересно: стрекозы — это отряд летающих насекомых с продолговатым брюшком, большой головой и четырьмя крыльями. Питаются насекомыми, чем служат добрую службу человеку, поедая кровососущих. В пермском периоде существовали гигантские Меганевриды — стрекозы с размахом крыльев 70 сантиметров.

На самом деле, в мире есть реальные летающие змеи, и это несколько пугает. Точнее было бы сказать, парящие змеи — вид Chrysopelea, обитающий в Юго-Восточной Азии, представляет собой змей, которые умеют прыгать с деревьев и парить.

Эти змейки забираются на деревья, сворачиваются в клубок и резко выпрямляются, задавая начальный импульс планированию в воздухе. В процессе полета они умеют увеличивать площадь поверхности тела, надуваясь, что добавляет им дальности. Только вдумайтесь, такая змея может улететь, при удачном стечении обстоятельств, на 100 метров.
И это без каких-либо намеков на крылья или что-то подобное. И да, она не имеет никакого отношения к существам из Крепости.

Chrysopelea, древесная змея

Chrysopelea, источник: Wikimedia

На самом деле, со змиями и стрекозами геймдизайнеры поступили весьма изящно: летающие хищники вправду обитают на болотах, и если их увеличить до нужных размеров, то получится вполне себе боевая единица.

Василиск

С этим гигантским ящером, который превращает врагов в камень взглядом, все прекрасно: он совершенно точно пришел к нам из античности.

У василиска, магического ящера, прослеживаются два источника. Первый — библейский. В оригинальном тексте Ветхого завета слово «василиск» не употребляется, оно и ясно — ведь слово греческое. Кстати, в переводе оно обозначает «царёк». Упоминание о василиске можно найти только уже в переводах Библии на греческий и латынь, где так называют ядовитых змей.

В дохристианских античных странах василиск упоминается как змея, причем её особенности меняются от автора к автору: то появляются рожки, то белая диадема, то еще какие-то отличительные особенности. Не обходится и без магических вредительских свойств: окаменяющего взгляда, ядовитого дыхания, а иногда и вовсе — бессмертия.

василиск, мифология

Изображение василиска из книги Альдрованди «История змей и драконов», источник: Wikimedia

Интересные преобразования произошли с василиском в Средние века, когда он начал отождествляться с воплощением дьявола. Из цельного змея он стал химерой — полу-змеем, полуптицей, который вылупляется из яйца старого петуха (да-да, именно петуха), которое высидела жаба.

Каноничный средневековый василиск — петух со змеиным хвостом, хотя иные вариации включали в себя элементы сразу пяти-шести зверей.
Так или иначе, вместе с львом, змеем и драконом василиск олицетворял для средневековых людей дьявола, который умеет перевоплощаться. А с уходом темных веков он занял очередное место в бестиарии мифических существ.

Василиск из Крепости напоминает мутировавшего комодского варана с шестью лапами и капюшоном, как у кобры. Он умеет кусать противника в лицо и с 20% вероятностью может превратить противника в камень.

Горгоны

Не прошли мы и двух уровней, а создатели героев вновь наносят удар под дых: на пятой строчке у нас стоит боевой бык в чешуе, но почему-то под именем горгоны.

С горгонами мы знакомы по первой статье цикла, ведь в Темнице обитают медузы, явно списанные с этих персонажей греческой мифологии. Согласно классическому мифу, горгон было трое: Эвриала, Сферно и Медуза, а в свои чудовищные формы они были обращены Афиной. Богиня совершила свою месть не просто так: она мстила Медузе за то, что Посейдон посмел овладеть ею в храме богини мудрости. Только причем тут бык?

Поскольку коровы и быки, как элементы домашнего хозяйства, известны очень многим народам, сведения о мифических быках встречаются довольно часто. Особенно миф о небесных коровах, магических быках, как символах плодородия и силы, распространен у кочевых народов востока, и в таких случаях бык редко бывает какой-то боевой единицей или чудовищем.

дверная ручка, корова, бык

Дверная ручка в виде быка

В греческой традиции бык — извечный символ Зевса.
Быками в древности возносили жертвы главному богу, в образе быка он спустился похищать Европу. Десятое задание Геракла было тоже связано с коровами — царь Эврисфей пожелал, чтобы герой украл стадо у великана Гериона. Но все это не дает понимания того, как быки оказались боевой единицей, да еще и довольно неплохой.

Несмотря на свою мощь и силу, быки и коровы редко предстают перед нами как хтонические или враждебные существа, в отличие от смешанных чудищ, вроде того же минотавра.

Таким образом, можно заключить, что горгоны с пятого уровня крепости — неожиданная прихоть геймдизайнеров Героев, которая еще и плохо вписывается в болото. Вы ведь не пытались завести корову в топь? Скажу заранее — затея плохая.

Виверны

Виверн(а) — один из самых легкодоступных юнитов шестого уровня, который можно при особом умении заполучить уже на первой неделе. Виверны летают, кусают и с определенной вероятностью отравляют противника, что делает их на ранних стадиях игры козырным тузом в рукаве игрока.

В мифологическом бэкграунде у виверн нет особых фантастических историй и перипетий. По большому счету, виверна — европейская вариация дракона, у которого нет передних лап, а только крылья и лапы задние. Напомним, что у классического дракона — четыре лапы и еще пара крыльев.

виверна,Паоло Уччелло, Чудо Георгия о змие

Паоло Уччелло “Чудо Георгия о змие”, источник: Wikimedia

Виверн часто изображают в стандартных драконьих сюжетах — например в истории о святом Георгии, где они добросовестно исполняют роль крылатых змеев. Часто им пририсовывают длинный хвост и шею, а на хвосте ядовитое жало, но практически никогда за вивернами не замечается дыхание огнем.

Об этимологии этого слова идут споры: одни говорят, что здесь замешана латинская vipera, другие ратуют за древнеанглийский wurm, то есть worm, то есть червь. Вторая версия несколько предпочтительней, так как само слово wyvern пришло из английского языка, вероятнее всего, там же нужно искать истоки образа виверны.

Кстати, добавить к названию «а» придумал знаменитый польский фантаст Анджей Сапковский, который хотел тем самым полонизировать английское wyvern. У пана Сапковского встречается и самое каноничное описание летающего червя:

Род дракона, в отличие от классического экземпляра, имеющий только одну (заднюю) пару конечностей, а вместо передней — нетопыриные крылья. Для него характерна длинная змеиная шея и очень длинный, подвижный хвост, оканчивающийся жалом в виде сердцеобразного наконечника стрелы либо копья.

Гидра

Медлительная ударная мощь крепости, будучи телепортирована поближе к противнику, может учинить врагу полный разгром своими многочисленными головами. Проблемы противника усугубляются еще и тем, что на атаки гидр нет ответа. В общем и целом — это главрептилия всея болота.

Создатели игры решили пощадить нас и на седьмой уровень поставили существо не просто известное, а очень известное — не каждому дано быть побитым самим Гераклом.

Лернейская гидра, которая очевиднее всего просматривается в гидре из Крепости, была очередным чудовищным дитя Тифона и Ехидны, которые породили на греческий свет Цербера и его брата Орфа, Немейского льва и Колхидского дракона.

геракл, гидра, мифология

Сражение Геракла с лернейской гидрой, источник: Wikimedia

Она представляла из себя драконоподобное существо с множеством голов, причем вместо каждой отрубленной у нее вырастали несколько новых, а главная голова изрыгала пламя.

Геракл, получивший задание убить гидру, поразмыслил и взял с собой помощника Иолая, чтобы тот прижигал обезглавленные шеи, не давая гидре плодить новые. Прибыв к озеру Лерн, Геракл выкурил гидру из логова горящими стрелами, начал орудовать косой, а Иолай — факелом. В конце концов, Геракл отрубил главную голову, зарыл её в земле и навалил сверху тяжелый камень. Но хитрый Еврисфей, выдавший Гераклу задание, не засчитал подвиг, так как Геракл был не один. Что называется, попробуй сначала сам, а потом не засчитывай.

Само слово «гидра» имеет четкую генетическую связь с праиндоевропейским корнем *udréh₂, который означает «водяная». От него же, например, произошло слово «выдра».

Такова была Крепость — чарующая своей болотной таинственностью и рептилоидной армией. Она хорошо подойдет тем, кто уповает на стены, а не на магию, и тем, кто не боится змей и ящериц.

В нашем цикле остается совсем немного фракций для разбора: только Замок и Цитадель (вы же не думали, что я буду писать про Сопряжение?), а также статья про драконов. Оставайтесь на связи, любите Героев, и заклинаю: остерегайтесь выходить на болота в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться