Фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря изучат с помощью спектрометра

В Великом Новгороде ученые РАН приступили к изучению домонгольских фресок, найденных ранее в Георгиевском соборе Юрьева монастыря.

«Фрески исследуют с помощью методов рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. Это позволит получить сведения о составе штукатурки и пигментах росписи, технологии фрескового производства», – рассказала ученый секретарь Института археологии РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.

Георгиевский собор Юрьева монастыря был заложен в 1119 году по заказу новгородского князя Всеволода Мстиславича. В откосах некоторых окон и на стенах лестничной башни сохранились фрагменты монументальной росписи первой трети XII века. Но в основном весь первоначальный ансамбль фресок сбили со стен храма в 1820-1830х годах и положили в качестве основания под новый чугунный пол храма.

Фрагменты живописи находили и раньше, но в одах экспедиция института археологии  РАН извлекла из-под позднего пола храма несколько десятков тысяч фрагментов фресок, что сочли большой археологической удачей.

Спектрометрический анализ фресок даст ответ на ряд вопросов о составе пигментов и технологии росписи. В частности, ученых интересует, был ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов – лазурит, который добывался в Афганистане? Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII века, а из каких – в более поздней росписи? И так далее.

«Пока можно сказать, что фрески Георгиевского собора и весь археологический комплекс находок, полученных из раскопок одов, представляют огромный интерес с точки зрения материаловедения, ведь они являются одними из древнейших образцов русской живописи. Их появление на стенах новгородского храма знаменует самое начало русского искусства, хотя в их создании на главных ролях принимали участие греческие (византийские) мастера», – прокомментировала Марина Вдовиченко.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи