Новости

Электромобили на улицах России

25 апреля 2017 0

Станция зарядки для электромобиля

moreimages / shutterstock.com

Электротранспорт скоро станет неотъемлемой частью автомобильного рынка. Найдет ли он свое место в России?

Электромобиль представляет собой экологически чистый вид транспорта, использующий для передвижения не загрязняющее атмосферу топливо, а заряженный автономный источник электроэнергии. Несмотря на то что первый электромобиль, или, точнее, его далекий-далекий предок, появился в 1841 г., его промышленное производство началось только в 2007 г. Выход из небытия объясним, во-первых, крайне нестабильной ценой на нефть и угрозами истощения природных ресурсов. Проблемы с топливом вынуждают как производителей, так и потребителей искать альтернативу на ближайшее будущее. Во-вторых, международные саммиты на тему экологии и «зеленого роста», такие как «Рио+20» (1992 г.), поставили вопрос об использовании экотехнологий во всем для сокращения загрязнений окружающей среды.

Реализация электромобилей в России началась после того, как последствия мирового экономического кризиса 2008 г. немного сгладились и спрос на безопасный, но недешевый транспорт вновь взлетел, а именно в 2011 г. Несмотря на то что прошло уже шесть лет, на 1 января 2017 г., по данным «Автостат», в России насчитывалось 920 электромобилей, более 30% которых располагается в Москве.

Основными проблемами для реализации этого экологически безопасного транспорта считаются: цена (самая дешевая модель стоит более 750 тыс. руб.) и связанная с ней цена ремонта, малое количество (исключая Москву) станций подзарядки, а главное — банальное отсутствие коммерческой выгоды для поставщиков и покупателей.

Государство, однако, заинтересовано в поставках электромобилей на российский рынок. За последние годы были предприняты шаги для облегчения ведения бизнеса по продаже «экомобиля», например отмена ввозной пошлины в рамках ЕАЭС до 1 августа 2017 г. Наш эксперт считает, что это может помочь как России, так и другим странам — участницам ЕАЭС развивать собственную инфраструктуру и производство.

Экспертное мнение

Елена Михайловна Кузьмина, кандидат политических наук, заведующая сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО им. Е.М. Примакова, эксперт по интеграционным процессам в Евразии

«Подобные меры, проводимые в рамках ЕАЭС, соответствуют современным тенденциям развития экономики, которое с каждым годом все теснее связано с технологическими инновациями. Члены ЕАЭС стремятся не отставать от остального мира и наполнить собственный рынок экопродукцией, к которой относится и электромобиль. К тому же снятие ввозных пошлин для ряда высокотехнологичных товаров с зарубежных рынков может внести вклад в развитие научно-технической базы самих стран ЕАЭС».

Проекты по развитию и реализации экотранспорта осуществляются не только на государственном уровне. Особенно стоит отметить вклад в этот нелегкий процесс отдельных регионов и городов России.

Возобновление российско-японского диалога в 2016 г. сказалось и на диалоге между представителями бизнеса. Было подписано соглашение о создании российско-японского завода по производству электромобилей на территории России. Свои подписи поставили губернатор Приморья Владимир Миклушевский, директор холдинга «Сумотори» и японская корпорация Arai Shoji Co. Ltd. Программа по производству была окончательно утверждена на 22-м Саммите по международному обмену и сотрудничеству региональных организаций стран Восточной Азии, прошедшем 10–11 апреля 2017 г. в японской префектуре Тоттори. К реализации планируется приступить, когда инфраструктура территории опережающего развития Приморья (ТОР), создаваемая для привлечения инвестиций, будет окончательно готова.

Электромобили не единственный вид экотранспорта, в котором заинтересована Россия. Как сообщалось ранее, самая популярная профессия в Российской Федерации — это водитель. Необъятная российская транспортная сеть вносит свой деструктивный вклад в экологическую ситуацию. В связи с особенно актуальным вопросом загрязнения воздуха в городах местные администрации ищут пути привлечения современных технологий в сферу общественного транспорта.

После визита в Белоруссию официальной делегации Нижнего Новгорода было проведено еженедельное оперативное совещание, на котором представители администрации обсудили вопросы двустороннего взаимодействия Нижний Новгород — Белоруссия. Ключевым вопросом обсуждения стала возможность закупки белорусских электробусов.

Электробус представляет собой экологически чистый вид общественного транспорта, функционирующий не на основе топлива, а благодаря тяговому электроприводу. Белорусские модели позволяют преодолевать расстояние минимум в 12 км, используя энергию полностью заряженного накопителя. «Заправка» производится в течение нескольких минут.

«Это вид городского общественного транспорта, который похож на автобус, но передвигается на аккумуляторной батарее. Двигается он тихо, в салоне — качественные материалы, находиться в нем комфортно. Этот транспорт экологически чистый, но он не дешевый по стоимости и заряжается электричеством на конечной остановке. Нам сделали интересное предложение — приобрести подвижной состав по лизинговой схеме. При этом бюджет Белоруссии готов оплатить 50% банковского кредита. Сейчас принято решение сформировать рабочую группу и направить наших сотрудников для более подробного изучения вопроса о целесообразности приобретения и эксплуатации подобной техники в Нижнем Новгороде», — передает официальный городской портал «Нижний Новгород» слова главы администрации Сергея Белова.

Наш эксперт выразил мнение по поводу будущего электробусов в России.

Экспертное мнение

Вячеслав Сергеевич Тимченко, научный сотрудник Института проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН, член Санкт-Петербургского союза ученых и Национального общества имитационного моделирования

«Электробусы выпускают на предприятии “Белкоммунмаш” — одном из крупнейших производителей городского электрического транспорта в странах СНГ. На данный момент предприятие выпускает две модели электробуса: E420 Vitovt Electro на 90 пассажиров и сочлененный E433 Vitovt Max Electro на 153 пассажира, скорость которых может достигать 60 км/ч.

Электробус объединяет в себе достоинства трамваев и троллейбусов, относящихся к электрическому транспорту, прежде всего экологичность, и в то же время лишен их основного недостатка — необходимости наличия трамвайных путей либо контактной сети.

Стоит отметить, что, в частности, власти Москвы давно имеют проекты по внедрению данного вида транспорта на своей территории, однако все упиралось в отечественных производителей — КамАЗ и ЛиАЗ, — у которых на данный момент имеются только опытные образцы. Серьезный разговор о массовом выпуске предполагается только после появления крупного заказа. Поэтому выходом из сложившегося положения является привлечение компаний, готовых взяться за более мелкие заказы, в частности представителей белорусской промышленности.

С моей точки зрения, это является положительным начинанием и, возможно, приведет к активизации интереса к данному виду транспорта со стороны других городов РФ, в частности Москвы и Санкт-Петербурга, что позволит наладить производство и на отечественных мощностях, в противном случае ниша останется за белорусскими производителями в силу мелкопартийности заказов».

Наш третий эксперт описал основные проблемы использования и производства электротранспорта в целом на территории России.

Экспертное мнение

Ярослав Александрович Селиверстов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН, сопредседатель Санкт-Петербургского союза ученых

«На наш взгляд, несмотря на небольшое запоздание, реализация проектов, связанных с электромобилями, представляет большой интерес для России. Однако на данный момент существует ряд проблем, решение которых требует немало сил и разработок. Во-первых, нужно учесть климатические особенности России (как и других северных стран, например Норвегии). В зимний период вызывают опасения резкие перепады температуры, которые происходят в момент разгона или резкого старта с места, например на светофоре. Подобное действие требует немало энергии. Раньше актуально было использовать гибридные двигатели, позволяющие избежать потери мощности и снизить расход энергии, однако развитие технологий не стоит на месте. На данный момент в разработках использования электромобилей лидирует США, следующей эстафету примет Европа. Переход на экотехнологии приведет к тому, что эти страны будут задавать темп, а именно ужесточать нормы по выбросам. В связи с этим использование таких технологий, как двигатели внутреннего сгорания, должно уступить место разработкам в области аккумулирования энергии.

Конечно, необходимость в гибридных двигателях вряд ли отпадет на Дальнем Севере или в промышленности, но личные автомобили или общественный транспорт вполне могут стать “эко”.

Вторая проблема сосредоточена вокруг инфраструктуры. На электромобиле вы проедете 10 км и встанете, так как поблизости нет станций подзарядки. До начала продажи следовало бы провести комплексный анализ и полную модернизацию транспортной системы, вложиться в инфраструктурные проекты.

По нашему мнению, электромобиль утвердится на рынке в ближайшие десять лет. Время не стоит на месте, и России нельзя упустить эту перспективную нишу на рынке. Помимо того что электромобили позволят снизить уровень загрязнения и шумовой фон, сами научно-технические разработки в этой области совершат прорыв в транспортной сфере и позволят вывести автомобильную промышленность на новый уровень».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью