В чем суть конфликта на плато Доклам?

Маленькое южноазиатское государство Бутан расположено между Китаем и Индией, двумя державами, имеющими непростую историю взаимоотношений. Со времен Второй мировой войны они не раз сталкивались в вооруженном противостоянии, что сказывалось на граничащих с ними территориях. И если Тибет был закреплен за Китаем, то Бутан формально по сей день находится под защитой Индии. Ряд высказанных надежд на улучшение отношений между двумя державами после их вступления в БРИКС, к сожалению, не оправдался, ведь формальное взаимодействие в рамках международных/региональных организаций часто расходится с реальностью.

Новым, хоть и имеющим глубокие корни, очагом конфликта стало плато Доклам (кит. Дунлан) на границе Бутана. Помимо того что принадлежность территории оспаривается со стороны китайского руководства, для Индии она также имеет серьезное стратегическое значение. Дело в том, что свободный проход по Докламу дает ощутимые логистические преимущества в труднопроходимых горных областях.

В середине июня на территории Доклама появились китайские инженеры и строители, которые должны были заняться прокладкой участка шоссе. Индийское руководство отреагировало моментально и ответило вводом войск. Позиция КНР заключалась в том, что, во-первых, Индия была заранее предупреждена о начале работ, а во-вторых, плато Доклам является суверенной территорией Китая и Индия посягает на ее безопасность.

Что касается Дели, то интересен сам факт ответа на агрессивные действия китайского руководства, ведь Индия с приходом к власти Нарендры Моди старается вести политику невмешательства. Вводом войск на территорию союзного Бутана, который Индия обязалась защищать, Дели явно показал способность и стремление отстаивать свои интересы в регионе.

К концу августа после ряда экстренных переговоров между представителями Индии и Китая на границе плато Доклам удалось установить статус-кво, однако ситуация не так проста, как кажется. Дополнив строительные бригады вооруженными силами из 500 солдат, Пекин не остановил дорожные работы, а продолжил развитие инфраструктуры на своей прилегающей к плато территории. На отсутствие полного разрешения ситуации указывает также тот факт, что ряд амбициозных индийско-китайских проектов, таких как высокоскоростная железная дорога от Ченнаи (Китай) в Майсуру (Индия), были заморожены.

На сегодняшний день плато Доклам сохраняет свой конфликтный потенциал и служит неким индикатором дальнейшего развития отношений между Индией и Китаем: будет ли выгода, полученная после прокладки шоссе, больше, чем потерянные перспективы взаимовыгодного сотрудничества?

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи