Дизайн – возвращение в Россию, или Спасибо президенту Америки

 

Дизайн можно воспринимать как самый современный вид искусства, рассматривать его исключительно как вид проектной деятельности или даже относиться к нему как к «ремеслу», которое механически удовлетворяет спрос.  Слово «дизайн» так прочно вошло в лексикон современного человека, что порой сложно представить, что когда-то его не было. Сегодня он определяет лицо века. Плоды дизайнерской деятельности служат ориентиром для развития нового искусства. Он един для всех, но в каждой стране следует своему пути.  В России у него тоже совершенно уникальная история.


 

Дизайн. Слово, набирающее популярность с каждым днем. Его в России все больше употребляют как «приставку» к какому-либо виду деятельности, когда хотят подчеркнуть значимость того, чем занимаются, или блеснуть на фоне конкурентов. Сейчас мы можем встретить не просто штукатура, а дизайнера стен, не парикмахера или мастера маникюра, а дизайнера причесок, ногтей… Напрашивается сравнение с предлогом «де» во французских фамилиях, отличительной чертой аристократии. Само слово «дизайн», как и многие другие термины в современном русском языке, заимствованное. На протяжении многих столетий в Европе под этим понимали всего-навсего замысел, план или идею какого-либо произведения.

Дизайн как культурное явление зародился в XIX веке в качестве ответа искусства на промышленную и научно-техническую революцию. Новые реалии производства предполагали иной подход, и художественным языком промышленности стал дизайн. Со временем это понятие стало ассоциироваться именно с промышленным производством, с проектированием эстетических свойств изделий.

Дизайн – возвращение в Россию, или Спасибо президенту Америки

В 1959 г. в Стокгольме на ассамблее Международного совета организаций промышленного дизайна ICSID (International Council of Societies of Industrial Design) был официально утвержден термин «промышленный дизайн», сокращенно — «дизайн». Каждый дизайнер трактует его по-своему, и это рождает множество споров в профессиональной среде. В связи с этим важно обратить внимание на опыт ICSID (с 2015г. WDO — World Design Organization). Уже в 1971г. она убрала из своей конституции любое определение понятия «дизайн». (www.wdo.org) Это во многом свидетельствовало о коренных сдвигах в мировоззрении сообщества, в том числе об отказе от стереотипов.

У дизайна как у культурного явления не существует каких-либо четких территориальных границ, однако, в каждой стране у него своя история. В России тоже. Важным этапом в развитии отечественного дизайна можно считать появление в 1962г. Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). (www.vniite.com) За это мы должны сказать спасибо президенту США Никсону — на американской национальной выставке 1959-го внутри экспозиции американской кухни он прилюдно пристыдил Хрущева, указав ему на то, что такая мощная страна не умеет делать приличные товары для людей.  На это Хрущев традиционно обещал немедленно похоронить капитализм, чтобы не с чем было сравнивать. Однако, уже через несколько лет под эгидой Государственного комитета СССР по науке и технике был открыт ВНИИТЭ с филиалами по всей стране. С возникновения института и началось системное развитие отечественного дизайна, точнее продолжилась почти вековая традиция отечественного художественного проектирования. Приняв на себя роль локомотива по вопросам дизайна в СССР ВНИИТЭ уже с 1965г. представлял нашу страну в ICSID. Кстати говоря, ВНИИТЭ, хоть он утратил статус Всероссийского института и был сильно сокращен, существует по сей день и продолжает выполнять свою важную миссию.

Дизайн – возвращение в Россию, или Спасибо президенту Америки

Сегодня наряду с ВНИИТЭ центрами отечественного дизайна остаются ведущие образовательные учреждения, такие как Московская художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, Уральский государственный архитектурно-художественный университет.  Хотя, конечно, учреждений, готовящих дизайнеров, намного больше.

Немаловажную роль в сохранении, развитии и популяризации дизайна в России играют профессиональные творческие союзы, такие как Союз Дизайнеров России или Санкт-Петербургский Союз Дизайнеров, креативные пространства, арт-кластеры, лофты и студии дизайна. Отвечая на запросы развивающейся промышленности, рынка и искушенного потребителя, дизайн постоянно эволюционирует. Каждый день появляются новые технологии, раскрывающие безграничный потенциал профессионала этой сферы.

Среди творческих специальностей профессия дизайнера, пожалуй, сейчас одна из самых популярных и востребованных. Она ассоциируется со свободой, яркой полноценной жизнью, порой даже с очень неординарной внешностью. Этому образу-бренду мы в большей степени обязаны эпатажным дизайнерам, работающим в сфере арт-дизайна и высокой моды, чьи силы направлены на максимальное привлечение внимания к собственной персоне. А между тем, дизайн находится повсюду.

Как порой бывает, привычное остается незамеченным. Часто ли вам приходило в голову узнать, кто спроектировал стул, на котором вы сидите или телефон, который вы держите в руке?

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи