Социальные науки

Что такое справедливость

2 сентября 2017 0

David Franklin Studio / Bigstockphoto.com

David Franklin Studio / Bigstockphoto.com

Спор о том, что такое справедливость и откуда она исходит, — один из самых важных и старых в философии. Этот спор имеет значение, прежде всего, потому, что любой политический строй претендует на обладание сей характеристикой. Справедливость — это основа политической легитимности, её оправдание. Именно к справедливости будут апеллировать как сторонники, так и противники любого политического строя. Я предлагаю рассмотреть одну из самых новых, и точно – самую известную на данный момент теорию справедливости.


 

Дебаты о справедливости сводятся к двум основным позициям и обычно зависят от того, какую позицию спорящие занимают в отношении вопроса о том, что такое истина. Первая позиция связана с мнением о том, что абсолютная истина существует. Соответственно, существует и всеобщая, абсолютная, универсальная справедливость. Противоположное мнение исходит из того, что абсолютной истины нет. Есть только частные мнения и точки зрения на конкретные ситуации, в которых истинным будет то или иное утверждение. Соответственно, и справедливость либо у каждого своя, либо зависит от той или иной ситуации.

Теория справедливости Джона Ролза

Почти полвека назад вышла книга американского философа Джона Ролза «Теория справедливости», которая позволила по-новому взглянуть на этот вопрос и заодно пробудила резкий рост интереса к политической философии. Эта теория сочетает в себе обе предшествующие позиции. С одной стороны, Ролз говорит о том, что можно найти универсальную справедливость (а точнее, выстроить справедливый общественный строй). А с другой стороны, эта справедливость базируется на частных интересах и представлениях о ней. Для этого он прибегает к теории игр, чтобы предсказать действия, стратегии и желания индивидов, дабы потом вывести из них стратегию развития целого общества.

Джон Ролз

Джон Ролз, Wikimedia


Он предлагает следующий мысленный эксперимент. Представим, что мы собираемся создать сообщество, разработать его законы, базовые принципы и политический строй. При этом нам следует абстрагироваться от того, кто мы есть и при каком общественном строе мы живём или жили до этого. Необходимо представить, что мы находимся в так называемой «оригинальной позиции» или «исходном положении», когда никакого общественного строя ещё не существует. Мы же сами как бы находимся за «вуалью неведения», которая скрывает от нас наше собственное общественное положение: наш пол, гендер, сексуальную ориентацию, расу, вероисповедание, физическое и ментальное здоровье, профессиональные навыки, образование и т.д.

Согласно теории игр, находясь в таком положении неведения, человек предпочтёт минимизировать свои риски. Поэтому все предпочтут выбрать такой строй, при котором у них даже при самом худшем исходе, при самом худшем общественном положении, которое они могли бы занять в выстраиваемой общественной системе, это положение будет лучше, чем наихудшее положение при любом другом строе. При этом разница в доходах, распределении ресурсов и максимальном возможном доходе не будут иметь значение, потому что главной задачей будет подстраховка себя на случай наихудшего исхода.

То есть если мы гипотетически сведём всё наше благосостояние к деньгам и разделим общество на три социальных класса: богатых, средних и бедных, то при выборе социального строя мы будем смотреть только на то, сколько в нём будут получать самые бедные. Они должны получать больше, чем бедные при любом другом строе. И не важно, сколько при этом получают остальные.

Принципы справедливости

На основе идеи об «исходном положении» Ролз формулирует два принципа справедливости, с которыми, по его мнению, согласились бы все разумные индивиды. Первый принцип достаточно прост и широко применяется в демократических странах. Он состоит в том, что все люди должны иметь равные права и свободы.

Весы справедливости

Piotr Adamowicz / Bigstockphoto.com


Второй принцип состоит в том, что социальное неравенство позволено только в том случае, когда экономические преимущества для одних людей влекут за собой увеличение благосостояния других. Этот принцип основывается на представлении о справедливости как о честности. Он состоит в том, что люди рассматриваются как рациональные, эгоистичные и незаинтересованные друг в друге. Их должно интересовать только собственное благосостояние, и они не должны посягать при этом на благосостояние других людей. При этом дискриминация по тому или иному признаку индивидам будет невыгодна, тем более, что они сами рискуют оказаться в дискриминируемом меньшинстве.

Этот принцип базируется на ещё одном важном положении, из которого исходит Ролз. Оно заключается в том, что люди от природы равны, а любое неравное распределение благ, и даже талантов, является несправедливым, поскольку не зависит от принимаемых индивидами решений, и, по сути дела, является случайным.

Собственно, поэтому второй принцип называется принципом равенства возможностей. Ведь если мои успехи определяются не моими действиями, а обстоятельствами моего рождения, то у меня изначально будет меньше (или больше) возможностей улучшить своё положение и занять более высокую позицию. То есть у меня будут неравные возможности в сравнении с другими членами сообщества. Таким образом, и сами члены сообщества окажутся неравны между собой. В обществе же, в котором реализуется равенство возможностей, неравенство будет считаться честным, поскольку человек, обладающий большим доходом, заслужил его своим трудом и принимаемыми им решениями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться