Социальные науки

Что такое постмодернизм

15 февраля 2018 0

массачусетский технологический институт

Массачусетский Технологический Институт 

В контексте разговора о современной культуре и искусстве часто употребляется понятие «постмодернизм». Однако очень часто люди не знают, что оно подразумевает. Поэтому мы решили рассказать вам, что такое постмодернизм, как он возник, на каких идеях основан и что значат основные, связанные с ним, понятия.

Истоки постмодернизма

Единой, общепринятой концепции, объясняющей, что такое постмодернизм, не существует. Так, итальянский теоретик культуры Умберто Эко полагает, что это механизм осмысления предшествующей авангардной эпохи и перехода к следующей. Немецкий социально-политический философ Юрген Хабермас считает постмодернизм итогом политики неоконсерватизма, выражающемся в этическом релятивизме, эстетическом эклектизме и фетишизации товаров массового потребления. Американские исследователи Сьюзан Сулейман и Хельмут Летен полагают, что единого постмодернистского движения, как и принципиальной разницы между модернизмом и постмодернизмом, вовсе не существует.

Однако, если обобщить наиболее распространённое понимание этого явления, то его можно описать как совокупность сходных явлений в политике, философии и искусстве, характеризующихся скептическим и ироничным отношением к идеологиям, идее прогресса, возможности существования абсолютной истины, существованию объективной реальности и возможностям разума.

Постмодернизм сформировался как реакция на идеологический кризис эпохи модерна, исходившего из проекта построения нового мира на основе разума. Как вы, должно быть, догадались, корнями эта идея уходит в начало эпохи Просвещения. Последующий кризис проявился в ужасах двух мировых войн, становлении тоталитарных государств, концлагерях, атомных бомбардировках, массовых репрессиях

Все эти события стали продуктами разума, рационально организовавшего процесс уничтожения людей в целях построения идеального общества. С одной стороны, случившееся было порождено строгим разграничением областей разума, этики и эстетики, произошедшим в эпоху модерна. Вследствие этого наука, производство, война и искусство перестали быть сдерживаемы этическими нормами. С другой стороны, как полагает немецкий философ, социолог и культуролог Герберт Маркузе, а также российский теоретик культуры Борис Гройс, модернистская рациональность в основе своей была иррациональна, ведь пытавшиеся создать новый рациональный мир модернисты были продуктами старого иррационального мира.

Стена, текстура, постмодернизм

Постмодернизм и истина

Следствием кризиса модернизма стало разочарование в так называемых больших нарративах, или метанарративах, — универсальных идеях и проектах, объединявших людей и дававших им отдалённые во времени цели и идеалы, которые выходили за пределы существования индивида. Например, христианство, платонизм, марксизм, проект Просвещения, истина, высшее благо и т.д. Именно эти идеи, в силу того, что они ставили цели, превосходившие человеческое существование, ложились потом в основу идеологий, позволявших уничтожать других людей.

Постмодернисты со скепсисом относятся к возможности существования абсолютной истины и предлагают считать любую истину лишь продуктом того или иного локального дискурса — способа организации и интерпретации фактов в том или ином социокультурном контексте. Любые утверждения в их представлении могут иметь смысл только внутри определённого дискурса, поскольку отсылают к другим утверждениям внутри этого дискурса и обосновываются только на их основе, и никакого отношения к реальному миру они не имеют. Вследствие чего реальность считается недоступной или даже несуществующей. Поэтому мир в представлении постмодернистов предстаёт как текст.

Деконструкция и игра

Для обоснования тезиса о том, что любая истина — это продукт дискурса, постмодернисты прибегают к деконструкции — разрушению устоявшегося смысла, идеи, стереотипа или паттерна мышления путём помещения его в новый контекст. Деконструкция — это всегда провокация, которая позволяет абсурдизировать кажущееся истинным утверждение и в то же время обнаруживает в нём новые смыслы, не контролируемые автором.

В связи с этим одним из основных свойств постмодернизма является его игровой характер. Он связан с тем, что в игре исключаются предопределённость и тотальность, а деконструкция основывается на игре с контекстами. К тому же важной характеристикой игры является её несерьёзность, а скепсис и ирония, с которыми постмодернисты относятся к любым истинам, приводят именно к несерьёзному, отстранённому отношению.

искусство, модернизм, абстракция

Следствием применения деконструкции для разрушения старых смыслов и обнаружения новых становится синкретизм и эклектизм постмодернистских произведений. Постмодернисты, в противоположность представителям предыдущих эпох, свободно используют и сочетают различные контексты, смыслы и стили, сращивая их в единое целое.

Именно поэтому некоторые считают, что постмодернизма как такового не существует, либо же он не привносит ничего оригинального в искусство и философскую мысль. Однако эта претензия бьёт мимо цели, поскольку одним из центральных тезисов постмодернизма является утверждение о невозможности оригинальности. Оно основано на том, что любая идея рождается из определённого контекста и основывается именно на нём, а значит является лишь его воспроизводством и повторением. Так что ответом постмодернизма на обвинение в неоригинальности может быть только утверждение о том, что ничего оригинального в принципе не существует и не может существовать.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться