Социальные науки

Что такое метамодернизм

22 февраля 2018 0

«Your Rainbow Panorama» Олафур Элиассон

«Your Rainbow Panorama» Олафур Элиассон 

В предыдущей статье мы рассказали о том, что такое постмодернизм. Однако, как считают многие теоретики культуры, это явление уже изжило себя, а ему на смену пришёл метамодернизм. Рассказываем, что он собой представляет.

Триумф и кризис постмодернизма

Слово «метамодернизм» появилось совсем недавно. Его придумали голландские философы Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер в 2010 году. До этого также были попытки дать название этому культурному явлению, которое уже явно отличалось от постмодернизма и стремилось к его преодолению. Его называли постпостмодернизм, постмиллениализм, псевдомодернизм, цифромодернизм, трансмодернизм — однако ни одно из этих названий так и не прижилось.

Само же явление стало зарождаться в связи с кризисом постмодернизма. В 1992 году, сразу после распада СССР и разрушения коммунистического блока, американский философ Френсис Фукуяма поспешно объявил конец истории и окончательный триумф либерализма, демократии и капитализма. Это был момент, когда окончательно разрешился конфликт, возникший ещё в эпоху модерна. Коммунизм был последним «большим нарративом» или идеологией, соревновавшейся с капитализмом, и теперь альтернативы последнему больше не оставалось, как не оставалось альтернативы мировому доминированию Соединённых Штатов.

Однако чего Фукуяма не учёл, так это того, что соревнование коммунизма и капитализма одновременно позволяло сбалансировать и подавить внутренние конфликты обеих систем. Существование коммунизма требовало от капиталистических государств больших социальных уступок и создания общества всеобщего благосостояния для демонстрации преимущества этой идеологии и удержания граждан от коммунистической революции.

После падения СССР в этом больше не было надобности. Капитализм и либерализм более не нуждались в демонстрации собственного превосходства. У них более не было надобности вопреки собственной логике давать гражданам какие-либо социальные гарантии и сдерживать свои империалистические притязания. Это привело к постепенному отзыву этих гарантий и резкому усилению социального расслоения, экономической эксплуатации, ухудшению экологии и увеличению количества военных конфликтов.

граффити, стритарт, постмодернизм, война

Тоска по «большим нарративам»

Постмодернистская же культура оказалась неспособна дать какой-либо ответ на этот вызов истории, поскольку его логика отражала логику неолиберализма и капитализма. Постмодернизм, по сути дела, был встроен в современный капитализм, несмотря на своё скептическое отношение к нему. Поскольку и постмодернизм, и неолиберализм говорят о бессмысленности, невозможности и опасности новых идеологий и «больших нарративов», о невозможности достижения абсолютной истины и создания чего-то нового и о конце истории, потому что ничего нового якобы больше не будет.

Именно «большие нарративы», лежавшие в основе предшествовавших постмодерну эпох, способствуют объединению людей для борьбы за идеалы, лежащие за пределами индивидуального существования. Неолиберализм и капитализм создали антиидеологию, основанную на отрицании всяких идеологий. Однако за этим отрицанием она всё же оставалась идеологией, отражавшей интересы наиболее могущественных и влиятельных слоёв населения.

Эта идеология работает за счёт атомизации сообщества, разрушения солидарности и создания видимости, что социальные проблемы являются частными, подавляя таким образом любое сопротивление ещё в зародыше. Соответственно, единственным возможным оружием для борьбы с этой антиидеологией может стать только обнаружение её внутренней идеологичности и создание новой противостоящей ей идеологии, то есть воссоздание «больших нарративов», воссоздание идей и смыслов, по которым люди истосковались в эпоху постмодерна.

Между модерном и постмодерном

Однако просто воссоздать «большие нарративы» значило бы не выучить уроки истории, преподанные человечеству в связи с кризисами модернизма и постмодернизма. Выходом, который нашли философы и художники из этой ситуации, стала так называемая метапозиция, или позиция между модерном и постмодерном.

Метамодернизм сочетает в себе элементы как модернизма, так и постмодернизма: серьёзность и наивность, искренность и иронию, конструкцию и деконструкцию, апатию и возбуждение.

В связи с этим ключевым понятием метамодерна является «осцилляция», или колебание между этими крайностями. Если модерн ненамеренно наивен, а постмодерн намеренно скептичен по отношению к этой наивности, то метамодерн намеренно наивен и при этом скептичен по отношению сам к себе. Он, подобно модернизму, постоянно задаёт себе новый горизонт. Подобно постмодернизму, он постоянно разрушает его, отодвигая всё дальше, критикуя себя и создаваемый идеал, а также признавая его недостижимым. Но при этом он всё равно безнадёжно и отчаянно стремится к его осуществлению, пересматривая и заново конструируя его.

«The New York City Waterfalls» Олафур Элиассон

«The New York City Waterfalls» Олафур Элиассон

Нахождение в метапозиции, выражаемое в осцилляции между модерном и постмодерном, позволяет метамодерну заново выстраивать «большие нарративы», избегая при этом их опасности, через признание изначальной иррациональности людей, пытающихся создать более рациональный мир. Конструирование же новых «больших нарративов» позволяет вновь солидаризоваться с целью трансформации мира и создать альтернативу индивидуалистической антиидеологии неолиберализма, капитализма и постмодерна.

Естественно, некоторые теоретики критикуют метамодерн, утверждая, что он не создаёт ничего нового по сравнению с постмодерном. Тут, конечно, стоит вспомнить, что ту же самую претензию предъявляют и самому постмодерну. Постмодерн отвечает на эту претензию, утверждая, что создание чего-либо нового в принципе невозможно, и на признании этого факта и выстраивается вся постмодернистская культура, которая просто комбинирует элементы различных стилей, идеологий, культур и дискурсов. Однако метамодернисты полагают это утверждение ложным. Они указывают на то, что любое искусство всегда строилось на заимствовании, преемственности и интерпретации уже имеющегося культурного багажа, накопленного цивилизацией.

Соответственно, даже постмодерн, утверждая, что он не создаёт ничего оригинального, но лишь сталкивает уже существующие дискурсы между собой, всё равно создаёт новую интерпретацию элементов этих дискурсов, обнаруживая в них новые смыслы. Метамодерн предлагает признать это новаторство и возможность создания чего-то нового, возможность конструирования новых смыслов, новых идей и идеологий и использовать их для «возобновления истории».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться