Социальные науки

Что такое государство

30 августа 2017 0

Флаги стран мира

Anastasiya Guseva / Bigstockphoto.com

Государство представляется нам чем-то монолитным и всепроникающим, чем-то, что, как кажется, существовало всегда. Однако, на самом деле, государство — это, скорее, миф, который возник вокруг этого понятия и теперь по большей части составляет его содержание.


 

Древность: Государство как совокупность личных взаимоотношений

То, что мы традиционно проходим на школьных уроках истории, — это история, сосредоточенная в первую очередь на истории государств (причём обычно европейских), а точнее говоря, протогосударственных образований. И эти образования в нашем сознании прочно связаны со своими титульными нациями. Нам кажется, что вот, если одна страна завоёвывает другую, то там, в завоёванной стране, немедленно устанавливается такой же режим, как в стране завоевателей: то же право, та же административная система, суды, полиция, налоги, образование и т.д. Однако, на самом деле, мы просто переносим наши представления о государстве на прошлое, когда никаких государств ещё не существовало.

То, что мы понимаем под государством, только начало формироваться где-то в XVI веке и окончательно приобрело свою форму к XVIII веку. Это государство абстрактное, как идея, с которой себя связывают граждане. До этого же государства представляли собой сложные системы личных взаимоотношений. 
Афинский полис, реконструкция

Реконструкция Афинского полиса, Wikimedia

Греческий полис — это буквально «общность» или «множество». Римская республика, долго служившая образцом для существовавших уже после её крушения европейских государств,­— это «общее дело» или «общая ценность», то есть совокупность собственности, принадлежавшей римской общине. Восточные деспотии и средневековые феодальные государства — это личные владения военных групп. Феодалы и деспоты были заинтересованы в охране своих подданных лишь постольку, поскольку те приносили им дань. Если же кто-либо извне или изнутри этих владений грабил их данников, то он крал лично у них.

То есть все эти формы социальной организации сводились в первую очередь к личным взаимоотношениям. Граждане полиса или республики в основном лично знали друг друга и тех, кто ими правит. Подданные феодалов знали своего господина, а тот знал своих господ, и эта цепочка личных знакомств продолжалась вплоть до короля. Что важно, так это то, что жители этих государств не мыслили себя в терминах принадлежности к государству, как это делаем мы, а были частью определённых социальных отношений и через эти отношения связывались со всеми остальными членами общества. Эти отношения были личными. Тогда как у нас посредником этих связей является безличное государство.

Современность: Государство как механизм

Трансформация протогосударственных образований, основанных на реальных, частных, конкретных связях между всеми его жителями, в государства, в основе которых лежат абстрактные, воображаемые связи, происходила под влиянием двух параллельных и тесно взаимосвязанных процессов, происходивших в XVI-XVIII веках.

Первый из них — это отдаление разных социальных слоёв друг от друга: в первую очередь знати и простолюдинов. Оно было связано с тем, что знать, обладая большей властью, имела больше ресурсов, чтобы постепенно отнимать права у простолюдинов, получая за счёт них всё новые привилегии и разрушая общественный договор, согласно которому аристократия занималась обеспечением защиты населения, а население занималось материальным обеспечением знати. Это усугублялось тем, что иерархические государства способны расширяться больше, чем эгалитарные маленькие республики, в которых власть отправляется всеми гражданами, а потому такие государства росли, поглощая более мелких соседей. Как следствие, правители всё больше отдалялись от народа, поскольку могли его не бояться, ведь в случае восстания в какой-либо местности они могли обрушить на бунтовщиков всю мощь большого объединённого государства.

Второй процесс связан с трансформацией философских взглядов в этот период. Философия на протяжении всего Средневековья была «служанкой теологии», поскольку всё на свете объяснялось с точки зрения религии и через влияние Бога. И только к Новому времени она стала освобождаться от этого обстоятельства, поскольку философы стали обходить религиозные вопросы стороной и заниматься тем, что можно объяснить без идеи о вмешательстве высших сил. Как следствие, возникло представление о том, что мир можно познать, все явления категоризировать и всеми процессами возможно управлять. То есть, проще говоря, на смену мистическому сознанию и познанию пришло рациональное.

Это оказало колоссальное влияние на формирование государства. Возникло представление, что общественную жизнь тоже можно организовать рационально и подчинить строгой логике. Поэтому только в этот период начинают зарождаться общественные службы, такие, как пожарные, полиция, больницы, дома призрения, приюты, тюрьмы, суды и т.д. Также появляется воинская повинность с обучением солдат и формированием техник строгой муштры. Государство формирует сеть чиновников, занимающихся управлением социальными службами, учётом и сбором налогов. Проводятся первые переписи населения. Каждый общественный процесс и каждый гражданин со временем начинает подлежать строгому учёту.

Государство как пирамида

Государство как пирамида / freephotosbank.com

Таким образом, всепроникающий учёт, контроль и рационализация образовали то, что мы называем государством, превратив общество в машину по производству и использованию индивидов. Кроме того, как мы уже писали, общие структуры, пронизывающие всё общество и привлекающие к участию в государственной машине всех его членов, сформировали у этого общества представление о себе как об обществе, как о нации, как об абстрактном, воображаемом единстве. В то же время отделение высших классов от низших и возникновение бюрократической машины, опосредовавшей взаимодействие между ними, окончательно сделало абстрактным само государство. Поскольку бюрократы являются представителями государства, но не им самим.

Иррациональная рациональность государства

Однако каким бы абстрактным ни было государство в нашем сознании, в действительности оно всё-таки строится на реальных взаимодействиях между реальными и вполне конкретными людьми. Соответственно, возможности государства по осуществлению надзора и управления ограничиваются количеством, способностями и желаниями этих людей.

Всё учитывающее, продумывающее, подсчитывающее и контролирующее государство, на самом деле, способно контролировать не так уж и много процессов. Поэтому, если общество устроено несправедливым образом, в нём легко возникает преступность и коррупция, которую невозможно подавить никакими законами и никакой слежкой. С одной стороны, невозможно установить наблюдение на всей территории государства и отслеживать каждое движение граждан. С другой стороны, люди, которые осуществляют контроль, сами тоже должны каким-то образом контролироваться. И те, кто контролировал бы их, сами должны были бы находиться под контролем. И так до бесконечности. Поэтому некоторые законы, которые составлены без учёта желаний людей и возможностей государства, часто вовсе не соблюдаются, потому что никто не хочет их исполнять или контролировать их исполнение.

Фемида - символ верховенства права, правосудия и беспристрастности

Фемида – символ верховенства права, правосудия и беспристрастности / BCFC, Bigstockphoto.com

При этом сама воля государства также вырабатывается на основе совокупности частных желаний людей, составляющих государственный аппарат, а не на основе рациональных расчетов, как того хотели в своё время люди, создававшие этот образ рационального государства. То есть в рациональное, машинное государство изначально закрадывается элемент иррациональности, которая управляет рациональностью. И в своё время это привело к появлению тоталитарных государств, в которых государственная машина проникала во все уголки общественной и личной жизни своих граждан. Но при этом решения этой машины были нерациональными, основанными на личных мотивах, борьбе за власть и предубеждениях, что, в конечном счёте, привело к трагедиям ХХ века.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться