Статьи

Что общего между ханом Батыем и Настасьей Филипповной

13 декабря 2018 0

wiki

wiki 

Продолжаем цикл Владимира Бугрова о том, как татаро-монголы под предводительством хана Батыя вторглись на Русь, что стало тому причиной и какие с этим связаны заблуждения. Первую часть смотрите здесь. Вторую – здесь.

Батый долго не вступал в лес. Он медлил. Он ждал известий – достаточно ли на небольших зимовьях (Пронск, Бел, Ижеславец), позже попавших в летописи под названием городов, соломы для его лошадей.

Наконец он решился. Его, видимо, небольшая армия, вошла в лес и кроны деревьев сомкнулись над ней. Попробуем узнать, что с ней стало. Начнем с летописей.

Вот что было написано в Лаврентьевской летописи, ее относят к 1377 г., но не исключена замена текстов в более поздние времена. «Пришли безбожные татары и начали воевать Рязанскую землю, и пленили  ее до самого Пронска. Пленив Рязань всю ее пожгли… Кого захватили, одних распинали, других же стрелами расстреливали, а иным также руки связывали. Много же святых церквей огню предали и монастыри и села пожгли, добра не мало с обеих сторон взяли…».

Смысл понятен, не понятна только последняя фраза «добра не мало с обеих сторон взяли».

Чтобы разобраться с этим давайте откроем «Повесть временных лет» и найдем текст о походе князя Игоря на Царьград в 941 г. «Пришли и стали воевать страну Вифимскую. А кого захватили распинали, а других же, перед собой ставя, стреляли, хватали руки и вбивали железные гвозди в голову. Много же святых церквей огню предали, монастыри и села пожгли, и добра не мало по обеим сторонам Суда взяли».

Второй текст, бесспорно, первичен по отношению к первому. Во-первых, переписчик после того как «руки связывали», забыл написать «вбивали железные гвозди в голову». Во-вторых; написав «с обеих сторон» он понял, что слово «Суд» (Суд – это бухта Золотой Рог и сегодня делящая Стамбул на две части) в тексте про Рязань писать нелепо, но вымарывать ранее  написанные слова,  поленился. То ли из-за нерадивого переписчика, то ли из-за заказчика текста, стоявшего за его спиной, но с «прессой» Батыю не повезло. Назначенный летописцем виноватым за безобразия,  учиненные язычником Игорем в отношении братьев по вере – греческих христиан, он несет свой исторический крест по сей день.

Со времени Лаврентьевской летописи Батый становится все хуже и злее.  В «Повести о разорении Рязани Батыем» (конец XVI века) он «безбожен, лжив, лукав и немилосерден», тем не менее автор не забывает указывать, что он «царь». Повесть писалась во времена Ивана Грозного и в ней чувствуется размашистый идеологический стиль эпохи. Так боярин Евпатий Коловрат, узнав о падении Рязани, находясь в Чернигове (800 км от Рязани), бросается в погоню за Батыем, который проходил по 40-50 км. в день. Тем не менее Коловрат настигает его где-то в нескольких переходах от Рязани на земле Суздальской. В битве с монголами русские бьются «один с тысячью, а два с десятью тысячами», Батый, отчаявшись победить Коловрата, решил применить камнеметные орудия. Их же под названием «стенобитные» он использует при штурме Рязани, а потом Владимира. Получается орудия, вслед за всадниками, двигаются со скоростью 40-50 км. Из повести мы также узнаем, что к концу  XVI века князья уже не «братки», все они становятся либо «благоверными», либо «великими», а князь Георгий Всеволодович Владимирский и «благоверным» и «великим» (к тому времени он канонизирован).

В схожую идеологическую эпоху (1942 г.) появляется роман В. Яна «Батый». Многие главы романа снабжены эпиграфами взятыми из «Повести о разорении…», причем автор романа относит повесть к XIII веку, делая ее ровесницей событий. Батый у Яна приобретает черты правителя хоть и жестокого, но сильного и даже по-своему справедливого, в подсознании остается мысль «как бы нам такого». Но в «Повести о разорении…» есть противоречие. Рязань вроде бы сожжена в конце декабря, но 11 января в Рязанском соборе происходят торжественные похороны Евпатия Коловрата. В романе противоречие устранено:  Батый ставит ногу на лежащий на земле колокол, сгоревшего Рязанского собора. О похоронах ни слова. Что объединяет Батыев из повести и романа? Конечно это страсть к поджогам. Поджогами обозначен весь путь Батыя на прилагаемой к статье схеме. В романе есть такая сцена: «Деревня запылала сразу с нескольких сторон (ее подожгли монголы). Жалобно мычали коровы, метались кони… Бабы бегали, не зная, что спасать, куда бежать, и вытаскивали из загорающихся изб плачущих детей и мешки с хлебом», а уже в сожженной деревне «Они (монголы) рыскали по улицам, тащили охапки сена, сдирали солому с крыш,- все годилось на корм их диким, неприхотливым коням». Батыю, не имеющему обозов, жизненно необходимо было кормить своих коней каждый вечер. Зачем сжигать, а потом съедать что осталось? Существует самый простой и надежный способ получить еду: купить. В античные времена и средние века так и поступали. В «Анабазисе» Ксенофонт описывает как греческая армия, находясь на Персидской территории, все необходимое покупает на базарах. В любой армии у фуражиров всегда были деньги на закупку продовольствия у населения, так удобнее.  Но архаичная русская душа выше процессов купли-продажи, она требует другого развития событий. У Достоевского Наталья  Филипповна 100 тысяч в огонь бросает, у нее гордость такая. Может Батый в ней взыграл?

Вообще-то предметом изучения истории является – человек (проверьте в Википедии), а, не как многие ошибочно, думают- исторический факт. Я не зря первую статью начал словами “факта нет, он утонул, после него остались волны”,а третью “монгольская армия скрылась под кронами деревьев”. Что там было мы никогда не узнаем. Зато можно довольно точно сказать, что об этом думали  люди в определенную эпоху. В конце- концов хан Батый, уже давно не материален, но продолжает  придумываться людьми и жить в их воображении. Причем, несмотря на явные противоречия в придуманных о нем рассказах, 90 процентов моих современников в них верят и мое частное мнение изменить процент не сможет. Значит в летописях, да и в учебниках истории, заключена какая то внутренняя, возможно магическая сила, не оставляющая место сомнениям.

Попробуем в этом разобраться. Продолжение следует.

1

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться