Пример

Статьи

Была ли Куликовская битва? Часть третья. Что в итоге?

15 февраля 2019 0

wiki 

Продолжаем копаться в истории Мамаева побоища.  Владимир Бугров вскрывает новые факты в последней части трилогии.

Русский человек XVI века жил в ожидании конца света и судного дня, когда сам Христос примет решение о судьбе его души. Судить Христос будет не только живущих, но и умерших. У них тоже будет шанс на обретение вечной жизни. Конец света уже много раз откладывался. Поколение, при котором писалось «Сказание о Мамаевом побоище», ждало конец света в 7077 (1569) году. В «О летах седьмой тысячи» летописец Дмитрий Траханиот по прозвищу Старый утверждал: если конец света не наступит в 7077 году, то точно наступит в году, в котором количество семерок будет максимальным. Будем ждать 7777 (2269) год.

Самым серьезным образом к подготовке своих подданных к концу света относился Иван IV Грозный, при жизни которого писалось «Сказание». Некоторые историки считают, что одним из мероприятий по подготовке, являлось введение им опричнины. Для  «просеивания русской жизни» и для «отделения семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований и чужебесия в нравах».

После того как конец света в очередной раз не наступил, его вообще перестают ждать. И, как заметил д. и. н. И. Н. Данилевский, жанр летописи, как богословской, наставительной литературы, подготавливающей человека к судному дню, пропадает. Место летописей занимают хроники. А опричнину в 1572 году, слава богу, отменяют.

Таким образом, «Сказание о Мамаевом побоище» является одной из последних летописей со всеми характерными для этого жанра особенностями. Так автору, чтобы современники поверили ему, важно найти – «знамение», к которому привязывались события земной жизни. 1380 год был для живущих в его время 6888 годом. Помимо сочетания цифр это  был год кириопасхи. Пасха совпала с Благовещением (ближайшая кириопасха в 2075 году).  Этот год вполне годился если не для конца света, то для каких-то важных знамений.  И действительно, в канун битвы появляются святые Борис и Глеб («небесные помощники» русских князей). В ночь перед битвой «… увидел он облако, с востока идущее, большое весьма, будто войска к западу шествуют (татары). С южной же стороны («Святой Дух» всегда приходит с юга) пришли двое юношей (Борис и Глеб), одетые в светлые багряницы, лица их сияли, будто солнца, в обоих руках острые мечи… И начали рубить облако (татар) и ни один из них не спасся».

Помимо года автор выбирает день. 8 (21) сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы, заступницы. В такой день поражение невозможно. «На рассвете в пятницу, когда всходило солнце и туманное утро было, начали христианские стяги развеваться и трубы боевые во множестве звучать». Дмитрий Донской ведет в бой не свою дружину, а русские души, желающие спасения. «Смерть нам нынче не смерть, а жизнь вечная». После битвы Дмитрий Иванович спрашивает «Сосчитайте, братья, сколько воевод нет, скольких служивых людей». Князей и бояр летописец перечисляет по принципу «откуда»: 40 бояр московских, 12 князей белозерских, 30 бояр новгородских.. Всего 548. «Младшей дружины счета нет; но только знаем: погибло у нас дружины всей двести пятьдесят тысяч и три тысячи, а осталось у нас дружины пятьдесят тысяч».

О погибших якобы в 1380 году вспомнят только после написания «Сказания». Как утверждает Г. Н. Моисеева в работе «Пергаментный синодик Успенского собора», в середине XVI века в него были внесены имена более чем 500 бояр и воевод, погибших в Мамаевом побоище. Внесение в синодик гарантирует, что Борис и Глеб будут просить Христа в судный день о даровании душам погибших вечной жизни. Приятно, что жившие в XVI веке позаботились о вечной жизни своих предков, живших в XIV-ом.

Наконец последнее подтверждение, что день сражения, был выбран летописцем не случайно. Битва произошла в пятницу. Любой человек средневековья знал, что в пятницу был распят и вознесся Иисус Христос. Конечно, человек средневековья был знаком с книгами Блаженного Августина «О согласии евангелистов». В книге 3-й, главе 13 автор устранил кажущиеся противоречия в высказываниях евангелистов на тему последнего дня Христа. Его работа считается канонической. При анализе текста сражения я буду ссылаться на нее.

«Сказание»: «Когда наступил второй час дня, начали звуки труб у обоих войск возноситься».

Согласно Блаженному Августину в два часа дня Христа привели к Пилату (в «Сказании» и у Августина используется библейское время: день начинается в 6 утра по нашему).

«Сказание»: «Увидев, что настал третий час, князь великий произнес: Вот уж гости наши ( татары ) приблизились и передают друг другу круговую чашу.

Согласно Блаженному Августину «когда иудеи, крича, требовали казни, был третий час».

«Сказание»:  «Воля господа свершается. Час, и третий, и четвертый, и пятый, шестой твердо бьются христиане с погаными половцами».

Согласно Блаженному Августину с 3 часов до 6-ти Иисус несет крест на Голгофу.

«Сказание»: «Когда же настал седьмой час дня, по божьему попущению за наши грехи половцы начали одолевать».

Согласно Блаженному Августину в 6 часов Христос был распят.

«Сказание»: «И вот наступил восьмой час дня, когда Ветер Южный протянул из-за спины нам, и воскликнул Волынец: Наше время настало и час удобный пришел. Братья моя, друзья, смелее: сила святого духа помогает нам (Волынец- князь Боброк Волынский, командир известного нам со школы засадного полка).

Согласно Блаженному Августину около 9 часов Иисус Христос воскликнул “Боже мой. Боже мой. Для чего ты меня оставил?”- это начальные слова из 21- го псалма Давида.

Южный ветер  возносит душу Христа.

«Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих: Перуна и Салавата, и Раклея и Хорса и великого своего пособника Магомета. И не было ему помощи от них, ибо сила святого духа, точно огонь, ожигает их».

1380 год не был переломным в истории России. Спустя два года хан Тохтамыш, практически не встретив сопротивления, прибьет свой щит к воротам Москвы еще на 100 лет. В 1571  году крымский хан Давлет Гирей сожжет Москву, не сможет взять только Кремль.  И лишь в 1572 году, в  хорошо задокументированной битве у деревни Молоди, в 50-ти километрах от Москвы, русские войска, наконец, одержат решающую победу в сражении, которое, при желании, можно считать Куликовским.

На сайте музея «Куликовское поле» нашел отзыв: «Тихо, спокойно, хорошее место для раздумья, отдых от суеты». Прекрасный отзыв. Почему бы не поразмышлять, что здесь было? Победа над нечистой силой, одержанная при заступничестве Бориса и Глеба? Победа над немногочисленным татарским отрядом? А может  где-то здесь покоятся  253000 русских воинов? Или это самый большой в мире мемориальный комплекс, посвященный книге- “Сказание о Мамаевом побоище”? Выбирайте сами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться