Социальные науки

Бестселлер готической эпохи

28 марта 2017 0

Жан Пюселль. Часослов Жанны д’Эврё.

Жан Пюселль. Часослов Жанны д’Эврё. 1324-1328 гг. Музей Метрополитен, Нью Йорк. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pucelle.jpg 

Среди произведений готического искусства можно найти множество образцов, достойных внимания. Один из них — часослов. Став настоящим воплощением эпохи, эта изысканно иллюстрированная книга веками совершенствовалась мастерами. Со временем часослов своим великолепием завоевал сердца жителей европейских городов.


 

С легкой руки гуманистов Средневековье принято считать темным временем. Однако пренебрежительный окрас слова «готика» давно канул в лету — кому в наши дни придет в голову назвать искусство готики варварским?

Замечу, что часослов не имеет ничего общего со знакомым нам православным часословом, предусмотренным исключительно для пения священнослужителями в церкви.

Вполне возможно, в том, что эпоха Возрождения недооценила свою предшественницу, кроется простое желание самоутвердиться, избавиться от авторитета родителя. Мы же сегодня поем оды духовности готического искусства, всесторонне изучаем его. Одна из находок — люди в то время были не такие уж и необразованные. Доказательство тому — бестселлер готической эпохи — часослов. О невероятной популярности этой книги говорят тысячи часословов, сохранившихся вопреки смене вкусов, войнам, наводнениям, пожарам и другим бедствиям.

Мастер Бусико. Часослов маршала Бусико.

Мастер Бусико. Часослов маршала Бусико. 1415 – 1420 гг. Париж, Национальная библиотека. Фото из архива автора.

Часословы, иначе — часовники или книги часов, появились во Франции в XIII в., их производство резко увеличилось со второй половины XIV в., а в XV в. приобрело массовый характер. Они были у каждого, кто умел читать и мог позволить себе книгу. Часослов стал семейной реликвией и, переходя от отца к сыну, впитывал в себя память поколений. На свободных листах писали имена родственников — владельцев молитвенника, важные семейные события, исторические факты. Почему же именно эта книга стала бестселлером эпохи?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним исторический контекст. Часовники выросли из городской культуры и расцвели благодаря ей же. В некоторых европейских городах в XIII в. уже функционировали первые университеты (в Болонье — с 1088 г., в Париже — с 1208 г.), и с тех пор грамоте стали обучаться не только монахи или представители знати, но и простые люди, горожане и ремесленники. Все они, естественно, не только посещали церковные службы, но и совершали молитвы вне стен соборов.

Часослов, представляя собой сборник молитв, которые следовало произносить в определенное время суток, по часам (отсюда и его название), полностью отвечал потребностям горожан. Кроме того, он имел ряд других достоинств. Не являясь официальной богослужебной книгой, он мог в некоторой степени составляться согласно индивидуальным пожеланиям заказчика. Так, помимо набора обязательных молитв (Деве Марии и Святому кресту, покаянных псалмов, заупокойной молитвы и т.д.), были и дополнительные, которые могли варьироваться. Например, молитвы к определенным святым, почитаемым в данной местности либо особо чтимым заказчиком. Иногда в конце рукописи можно найти молитвы в прозе или стихах анонимных авторов либо отцов церкви.

В XIII в. линии строгие, выразительные. Схематично изображенные персонажи, изгибаясь буквой S, застывают на сверкающем густой позолотой фоне.

С ростом спроса на книги появлялись новые мастерские, занимающиеся их изготовлением, — так производство рукописей перешло из рук монахов в руки ремесленников. Особенно много мастерских насчитывалось в Париже, крупнейшем центре производства готических рукописей. В них книга поочередно проходила все ступени своего создания, от изготовления тетрадей и переплета до работы миниатюристов.

На протяжении XIV в. желающих обзавестись собственным часословом становилось все больше, и ремесленникам приходилось работать все быстрее. В связи с этим была введена система разделения труда, усилившая специализацию мастеров. Кроме того, существовало большое количество заготовок или уже законченных экземпляров — копий известных часословов. Таким образом, миниатюрист не терял время на обдумывание композиции листа, решая, каким образом ему расположить иллюстрации. Он пользовался подсказками — пометками главного мастера, заранее обозначавшего, что именно и как следует изображать.

Братья Лимбург. Похороны Раймона Диокре. Великолепный часослов герцога Беррийского.

Братья Лимбург. Похороны Раймона Диокре. Великолепный часослов герцога Беррийского. 1410-1490-е гг. Источник: Wikimedia.org

Изысканное оформление рукописей стоит отдельного разговора. Художники не скупились на миниатюры (самые богато иллюстрированные часословы вмещали до 200 изображений, и это помимо красочных рамок, инициалов и других элементов книжного декора), а готический стиль придавал иллюстрациям особую торжественность. В XIII в. линии строгие, выразительные. Схематично изображенные персонажи, изгибаясь буквой S, застывают на сверкающем густой позолотой фоне. Выбор цветов невелик, как правило, это красный, синий, белый. Традиция изменилась в начале XV в. в период интернациональной готики. В это время художники стремились преодолеть рамки средневековой традиции, достигнуть точной передачи окружающей природы. Так, подготавливая почву эпохе Возрождения, появились «современные пейзажи», «точные архитектурные изображения» и «правдивые портреты».

В начале XV в. с возрастанием интереса к личности миниатюры часовников стали еще ближе простому человеку. Страдания Христа или радости и горести Девы Марии вызывали у него личные ассоциации и придавали религиозному переживанию несвойственную ему до этого времени лиричность и тонкость.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться