Социальные науки

Амедео Модильяни — гений и белая ворона Монмартра

17 января 2018 0

Амедео Модильяни

Амедео Модильяни 

Вдогонку выставке, которая до второй половины марта 2018 года проходит в петербургском музее Фаберже, расскажем об одном из самых талантливых и необычных художников Парижской школы начала XX века А. Модильяни.

Почему Модильяни стоит в стороне от своих современников-экспрессионистов

Амедео Модильяни (1884-1920 гг.) — итальянский живописец и скульптор, который прожил всего 35 лет, но за это время успел не только оставить значительный след в истории искусства, но и прославить своё имя в веках. Посудите сами: сегодня о Модильяни слышали даже те, кто не особенно интересуется живописью.

А для тех, кому этого недостаточно, добавим: в 2010 году на аукционе «Сотбис» две его картины были проданы более чем за 60 млн долларов. В 2015 году на другом всемирно известном аукционе «Кристи» его работа «Лежащая обнаженная» ушла за 170 млн долларов. Она на сегодняшний день занимает второе место в перечне самых дорогих полотен мира.

Между тем при жизни художник не получил должного признания. Более того, он был весьма беден и сводил концы с концами лишь благодаря помощи своих друзей-покровителей, которых на протяжении его жизни было несколько: врач Поль Александр, коллекционер Поль Гийом, поэт Леопольд Зборовски — известно множество их портретов, написанных Модильяни. Они предоставляли ему жилье, кормили и даже давали деньги на карманные расходы, он же творил и дарил им свои бессмертные картины.

За эмоциональную составляющую искусства Модильяни часто называли экспрессионистом. Но по существу он им не являлся, так же, как не являлся авангардистом, кубистом, футуристом. Любопытно, что Модильяни одновременно был и талантливым представителем богемного Монмартра, и белой вороной в нем. Напомним, на Монмартре в Париже — культурной столице мира — собирались самые сливки интеллигенции того времени.

«Лё гран ню», 1919

«Лё гран ню», 1919

Дело в том, что, будучи знакомым с представителями самых модных художественных течений, Модильяни при этом совершенно не подражал им. Хоть он и был увлечен такими выдающимися художниками, как Сезанн, Ренуар или Тулуз-Лотрек, сравнить его можно только с мастерами прошлых эпох. В частности, с художниками античности, Высокого Средневековья и ренессанса. Уроженец города Ливорно, Модильяни подробно изучал их во время путешествий по родной Италии. До тех пор, пока в 1906 году не перебрался в Париж. Возможно, в связи с этим художника называли «современным классиком», и, пожалуй, в начале XX века его творчество совершенно не выглядело ретроградным, даже по сравнению с творчеством великого Пикассо.

Что делает портреты Модильяни такими особенными

Модильяни прежде всего — портретист. Парочка его пейзажей не в счет, и даже скульптуры, которыми он занимался всего 4 года, с 1909 по 1913 гг., несут на себе отпечаток портрета и говорят о его интересе к человеческой личности.

В цветовом решении его портретов присутствует гармония, она-то и приковывает наш взгляд в первую очередь. А после этого мы замечаем причудливые и легкие линии, формирующие тонкий, графичный рисунок человеческого лица и фигуры. Модильяни великолепно писал мужские портреты, но как никто умел подчеркнуть грациозность и красоту женщины, её чувственность, далекую от сентиментальности. Не поэтому ли выставка его работ в галерее Б. Вайль в 1917 г. была закрыта стражами закона всего через несколько часов после её открытия? Отметим, что к тому времени вид обнаженной натуры на полотнах художников был привычным делом для искушенного Парижа. Особенной лиричностью проникнуты многочисленные портреты возлюбленной Модильяни Ж. Эбютерн, прекрасной девушки с трагичной судьбой.

Визитная карточка портретов кисти Модильяни — теплая богатая палитра, вытянутые фигуры со склоненными головами и лебедиными шеями, при взгляде на которые вспоминается готический S-образный изгиб лица, обращенного внутрь себя, черный абрис, также напоминающий о произведениях Средних веков и Раннего Возрождения.

 

Последняя работа Модильяни: Портрет Мариоса Варвоглиса.

Последняя работа Модильяни: Портрет Мариоса Варвоглиса.

От его полотен как будто исходит теплый вибрирующий свет, а асимметричные и пустые миндалевидные глазницы не отталкивают, но завораживают, придавая образам вневременный облик, будто бы они находятся в том абсолютном пространстве, которое веками искали иконописцы. Сам Модильяни говорил об этом так:

Мои персонажи видят, даже если не прорисованы их зрачки, и, как и у Сезанна, они не хотят выразить своим взглядом ничего, кроме молчаливого «да», которое они говорят жизни. То, что я ищу, это не реальное и не ирреальное, но неосознанное, тайна инстинкта и человеческой расы.
Действительно, его портреты психологичны, но не в классическом понимании. Они ни о чем не говорят прямо, но сполна дают нам представление о внутреннем мире героя картины, о том, что скрыто и подчас не известно и ему самому.

Возможно, именно вследствие этого и художественные задачи Модильяни, и само его творчество оказалось ближе античным или средневековым мастерам, мастерам Раннего Возрождения, прерафаэлитам или даже символистам, чем его друзьям–авангардистам. При этом манера художника, которой не была чужда стилизация, оказалась не менее современной, чем манера других представителей Парижской школы. Модильяни — уникален. Он сумел остаться собой среди буйства фовистов и кубистов, объединить в своем творчестве новизну, вневременный внутренний свет, а также традиционную тонкость.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться