Понятие «русский мир» получит новое определение

Совет Федерации совместно с экспертным сообществом продумает определение для «русского мира».

Понятие «русский мир» возникло в XIX веке на волне формирования славянофильских настроений и самой концепции русской народности. Вопрос объединения многонациональной Российской империи под общей идеей о единстве способствовал возникновению известной теории официальной народности министра просвещения С.С. Уварова (православие, самодержавие, народность). Во время существования СССР эту теорию заменила особая интернациональная коммунистическая идея. Новая смена парадигмы развития страны после распада Союза вновь поставила правительство перед потребностью в выработке новой объединяющей концепции.

«Русский мир» как культурно-историческая идея на сегодняшний день объединяет не только живущих на территории России людей, но и соотечественников, которые проживают за рубежом.

«Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание», — сказал президент России Владимир Путин в 2006 году, выступая в Доме Державина в Санкт-Петербурге.

Однако изначально воспринимаемая культурно-историческая общность в современном мире обретает негативный окрас. Антироссийские, если не сказать русофобские, настроения побуждают иностранные государства и их граждан воспринимать «русский мир» как националистическую идеологию с оттенком имперских амбиций.

Для конкретизации понятия «русский мир» сенаторы Георгий Мурадов и Константин Косачев высказались о необходимости собрать специальную экспертную комиссию.

«Если мы будем говорить о понимании Русского мира, то, прежде всего, мы должны поручить нашим научным институтам вместе с официальными органами власти разработать концепцию, на основании которой мы можем выстраивать стратегию государственной политики в отношении Русского мира. Именно так движется исполнительная власть в решении важных вопросов: от концепции к стратегии, от стратегии к федеральным целевым программам, от программ к конкретным планам действий», –  пояснил Георгий Мурадов изданию «Известия».

Наш эксперт считает, что вопрос о конкретизации понятия «русский мир» является чрезвычайно важным с точки зрения осуществления внешней политики России.

[myexpertblock uphoto=»http://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2017/03/Bogolyubova-N.M.-e1490617829869.jpg» uname=»Наталья Михайловна Боголюбова» uabout=»Доцент кафедры международных гуманитарных связей ФМО СПбГУ, специалист по внешней культурной политике России и зарубежных стран»]

Дискуссия на тему такой ёмкой, широкой трактовки понятия «русский мир» весьма актуальна. На данный момент за рубежом подобная формулировка больше пугает, чем исполняет свою основную функцию объединения и продвижения русской культуры. На самом деле вопрос конкретизации понятия отнюдь не так прост, как может показаться вначале. В данном варианте он предполагает, что нужно объединять представителей нации, тех, кто имеет отношение к русской культуре или испытывает интерес к нашим традициям, истории и так далее. Но нужно ли сохранять понятие, которое приобрело негативную коннотацию – вот основной вопрос.

Вопрос, связанный с продвижением страны и культурных центров за рубежом, представляет стратегический интерес для России. Однако, на мой взгляд, мы плохо используем знаковые для нашей культуры имена. Если шире посмотреть на данную проблему, а я считаю, что именно такой взгляд необходим, существует Институт Гете, Сервантеса, Конфуция – наши центры такого названия не имеют. Просто «Российские центры науки и культуры».

Нужно организовать широкую дискуссию на политическом и экспертном уровне с обязательным привлечением зарубежного опыта, взгляда, мнения. Ведь то же самое значение, что и «русский мир», имеет франкофония, объединяющая всех, кто имеет отношение к французскому языку, культуре, романским корням, но без негативного оттенка.

[/myexpertblock]

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи