Управление при помощи силы мысли: новые технологии от Honeywell Aerospace

Управление при помощи силы мысли
Фото: Pete Linforth / pixabay.com a href="https://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/">(CC0 1.0)

Управлять окружающим нас миром при помощи силы мысли – идея не новая, но до недавнего времени она находила своё воплощение только в фантастических произведениях. Однако компания Honeywell Aerospace сумела сделать огромный шаг вперёд. Управление силой мысли теперь стало возможным в авиации.


 

Honeywell Aerospace – американская компания, занимающая лидирующие позиции в разработке технологий и услуг в сфере авиаперевозок, включая бизнес-авиацию, чей ежегодный доход составляет более 10 млрд. долл. Основным посылом компании Honeywell Aerospace является не противостояние между человеком и машиной, а совмещение их возможностей, гармонизирующихся в единую систему. За последнее десятилетие в компании проводились многочисленные исследования в области практического применения нейротехнологий посредством изучения когнитивных способностей человека, предсказания его будущего когнитивного состояния, влияния дизайна компьютерного интерфейса на подаваемые мозгом сигналы повышения когнитивных способностей.

В чём новаторство технологии?

Закономерным результатом стало то, что в компании Honeywell Aerospace была создана система управления судном при помощи силы мысли. Её разработчиком стал нейротехнолог Сантош Матан. Созданная исследователем система позволяет считывать мозговую активность и при помощи силы мысли управлять аппаратом Beechcraft King Air C90. Алгоритм работы выглядит следующим образом: Пилот надевает «шапку» с 32-мя электродами, которая считывает мозговую активность.

Затем он сконцентрируется на стрелках, определяющих направление полёта. Система улавливает подаваемые мозгом сигналы и отдаёт соответствующие команды самолёту, и уже далее компьютерно-мозговой интерфейс направляет самолёт. Технология была успешно освоена Джеком Стюартом в ходе управления судном King Air C90, не имевшем лётных прав (эксперимент проводился под контролем сидящего рядом профессионального пилота). Предварительная подготовка к полёту происходила в симуляторе и заняла всего лишь 15 минут. Управление осуществлялось в режиме автопилота и не распространялось на взлёт и посадку.

в компании Honeywell Aerospace была создана система управления судном при помощи силы мысли
Представитель компании Honeywell Aerospace дает интервью на фоне самолета, используемого в программе. Изображение предоставлено Honeywell Aerospace.

Есть ли недоработки?

Несмотря на всю революционность новой технологии, она не лишена признаваемых создателями серьёзных недостатков. Пока что разработку успешно апробировали на авиасимуляторе, где условия достаточно далеки от реальной жизни, где пилот сталкивается со снижающими эффективность нейроинтерфейса такими фоновыми шумами как работающий двигатель, радиоканалы, турбулентность и большое количество электроники. Также от пилота требуется высокая степень концентрации на командах, которая отвлекает его от реального мира.

Это подтвердил и участвовавший в эксперименте Дж. Стюарт. Каждая операция занимала приблизительно 10 секунд, а иногда и больше времени предельной концентрации. После того, как сигнал отправлен, системе необходимо проконтролировать: была ли команда выполнена, а затем тут же переключить внимание на следующую. Постоянная концентрация в условиях посторонних шумов и отвлекающего солнечного света закончилась головной болью испытуемого.

Подобная технология – шаг на пути к тому, чтобы в будущем мы смогли упростить и свою повседневную жизнь.

Пока что разработчики наделяют созданное устройство функцией дополнительного контроля полёта. Считывание мозговых импульсов позволит уменьшить количество работы пилота. Однако учёные верят, что со временем считыватели станут более совершенными и появятся самолёты, которыми действительно можно будет управлять с помощью силы мысли. Не исключено, что точность будет усовершенствована путём прямого вживления сенсоров в человеческий мозг. Уже существуют компании, ведущие разработки подобных имплантов. Стартап Kernel должен помочь пациентам восстанавливать воспоминания при помощи мозговых имплантов, воздействующих на отвечающие за обучение и память отделы мозга.

Недостатки системы управления силой мысли

У новой технологии есть и свои критики. Ряд учёных придерживается мнения, что даже вживление специальных сенсоров в человеческий мозг не обеспечат нужной точности и скорости движения, которыми обладает человек. Во всяком случае этого не произойдёт в ближайшем будущем. Однако не исключено, что однажды человек научится управлять электроникой с той же легкостью, что и собственным телом. И всё же подобная инновация вряд ли найдёт широкое применение в авиации. Слишком уж высоки риски и низка её эффективность.

Ответ на критику

Сантош Матан ставит иные акценты. В случае необходимости его разработка поможет пилотам освободить руки для других, более важных операций. Перспективность исследования кроется и в том, как сохранить внимание и концентрацию пилота при управлении воздушным судном. Фактически подобная технология может стать основой для более совершенных систем, отслеживающих когнитивные состояния и оказывающие влияние на пилота.

Стоит заметить, что такая технология нуждается в дальнейшем усовершенствовании и получила апробацию только в авиации. Кажется, она не предполагает каких-либо существенных изменений для обычных людей, кроме как более высокое качество авиаперевозок. Тем не менее, в ней есть гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Подобная технология – шаг на пути к тому, чтобы в будущем мы смогли упростить и свою повседневную жизнь. Так, например, управление силой мысли в перспективе поможет обеспечить большую безопасность при вождении автомобиля, а также «умными» домами, за эффективность которых отвечает специальное программное обеспечение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью