Сон разума: что видит человек в состоянии клинической смерти?

клиническая смерть
sfam_photo / shutterstock.om

Человеку всегда было интересно, что ждёт его за границей жизни. Фантазия рождала всевозможные концепции ада и рая, со своими правилами и обитателями. Долгое время вопросы о загробном мире оставались для человека неприкосновенной тайной, но затем ими занялась наука.

Напрямую выяснить, что же происходит с разумом человека после смерти, науке не удаётся, но здесь ясность вносят пограничные состояния – кома и клиническая смерть.

Доктор философских наук из Дальневосточного государственного университета путей сообщения Юрий Сердюков предложил на прошедшей в Москве конференции «Нейрофилософия» свой способ объяснения переживаний, которые случаются с человеком в пограничном состоянии.

При клинической смерти человеческий организм утрачивает контакт с реальностью, останавливается кровообращение и дыхание, при том что некоторое время мозг продолжает жить. Именно эти моменты автономного существования мозга и становятся почвой для разнообразных  переживаний, которые выжившие пациенты  потом интерпретируют как загробную жизнь.

Одним из важнейших свидетельств в поддержку своей теории философ посчитал воспоминания Льва Моисеевича Литвака, доктора медицинских наук, который вышел из комы после 26 дней. Ученый выстроил собственную градацию терминального состояния: Мрак – Витальная депрессия – Эйфория – Выход из комы. Лев Моисеевич также утверждал, что пограничное состояние сходно психозу и околосмертным переживаниям.

Сердюков дополнил теорию Литвака: философ утверждает, что в таких случаях мозг не может логически мыслить, а все, что он видит – продукт спонтанной активности мозга.

Характер этой активности обусловлен тремя факторами: опытом прожитой жизни, врожденными особенностями и генетическими структурами, которые проявляют себя при сильном стрессе.

Ядро теории Сердюкова – это управляемость теми переживаниями, которые мы испытываем в терминальном состоянии. В первую очередь нужно наполнять жизнь приятными моментами и воспринимать мир с позитивной точки зрения. Тогда риск глубоких депрессий в пограничных состояниях и возможных видений «ада» сильно снижается.

Отдельно философ отметил вневременной характер этих видений. Так как человек не ощущает естественных признаков течения времени, то видения могут быть для него вечными.

Экспертное мнение

Олег Елизарович Сергеев, эксперт Общественной палаты при президенте РФ, кандидат медицинских наук, генеральный директор SciencePop

«Конечно, исследование интересное, но скорее в плане саморекламы. Всё-таки философия – это не медицина, и такое исследование нельзя считать профильным. Могут ли человеческие переживания во время клинической смерти зависеть от пережитой жизни? Могут. Но это далеко не научный факт. Само проблемное поле ещё слабо изучено. Нужны статистические данные людей, вышедших из комы, свидетельств одного Льва Моисеевича Литвака тут явно недостаточно».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью