Город без автомобилей

Всем нам знакомо это невыносимое стояние в пробках. Главная причина их возникновения – растущее неумолимыми темпами количество автомобилей. В голову приходит логичный вывод – настанет момент, когда растягивать улицы будет некуда  и строительство новых развязок не сможет решить проблему. Что же делать?


 

Начнем с того, что автомобиль, несомненно, дарует свободу своему обладателю. В первую очередь – это свобода передвижения. С его помощью можно добраться в любое место, в любое время, независимо  от погоды или времени работы общественного транспорта. К тому же, в автомобиль можно загрузить вещи, которые понадобятся в течение дня,  не надо будет заезжать домой перед очередным делом или таскать огромные сумки на себе.

Однако зачастую люди слишком зацикливаются на машинах и становятся слепы по отношению к другим способам передвижения. Эта однобокость пагубно сказывается на городской среде, в частности, на экологии, пропускной способности дорог, здоровье и настроении людей. В последнее время градостроители и просто горожане приходят к выводу, что нужно сокращать зависимость города и каждого отдельного человека от автомобиля. Уже долгие годы множество общественных организаций работают над тем, чтобы донести до людей значимость концепции городов, свободных от автомобилей.

Формулировку «город без машин» не стоит понимать буквально. Возможно, через несколько десятков лет в мире станут появляться города, где не будет личных автомобилей, а люди будут пользоваться только общественным транспортом и беспилотными такси. Но пока мы говорим о сокращении властями использования автомобиля в рамках города или об исключении его использования в некоторых районах. Эти цели достигаются с помощью комплекса мер, которым находят применение во многих городах мира, превращая их в места, ориентированные на человека, а не на автомобиль. Дальше всех в этом деле продвинулась Европа – узкие средневековые улочки этому поспособствовали. Давайте на примерах нескольких городов посмотрим, как можно двигаться к гармонии в транспортной сфере.

Осло

Самые амбициозные цели у норвежской столицы – Осло. Власти города полны решимости очистить центр города от машин к 2019 году, а это участок размером примерно 2км на 2км. В соответствии с этим планом активно развивается сеть велодорожек, планируется построить быстрый велопуть из окраин к центру, так как ежедневно более 90 тысяч человек приезжает туда на работу.

Пешеходная зона в Мадриде.

Мадрид

 

Не менее серьезные намерения и у властей Мадрида. Они тоже ограничивают движение на центральных улицах города, разрешая пользоваться автотранспортом только их жителям, для остальных введены штрафы в размере 100 евро, и со временем они будут расти. Также в испанской столице практикуется запрет на въезд в центр города автомобилей с четными и нечетными номерами в разные дни в зависимости от уровня загрязнения воздуха.

Париж

 

Парижане активно преобразуют проезжие части в общественные пространства и пешеходные зоны. Так, 3 км проезжей части набережной Сены были преобразованы в общественное пространство. Эта мера, конечно, вызвала недовольство со стороны автомобилистов, однако более половины граждан города одобрили данное нововведение. Впоследствии планируется запрет дизельных двигателей и выделение некоторых улиц только для движения электромобилей.

 

Гамбург

 

В Гамбурге пошли по более мягкому пути – вместо запретов и ограничений – развитие сети парков вокруг города, связанных пешеходными зонами, велодорожками, а также водными маршрутами по реке Эльбе. Власти предполагают, что такая мера подтолкнет людей чаще оставлять свои автомобили дома. Их план ставит себе целью избавить 40 процентов города от выхлопов через 20 лет.

Город без автомобилей

Общие принципы

Вкупе с этими мерами, европейские города уже давно следуют основополагающим принципам концепции городов без машин. Конечно же, никакой крупный город не сможет заставить своих жителей отказаться от автомобилей, не развивая общественный транспорт. Акцент в этом вопросе должен ставиться на масштабировании сети метрополитена и легкорельсовых поездов.

С помощью обширной сети подземных и наземных линий можно эффективно связать все части города. Например, в Мадриде – 289 станций метро, в Париже – 303, в Гамбурге действует метро и городская электричка со 159 станциями, а в полумиллионном Осло метро насчитывает 105 станций. Не стоит забывать и об усовершенствовании автобусных и троллейбусных маршрутов, которые являются неотъемлемой частью многих городов.

Для удобства пользования всеми видами транспорта вводятся системы тарифов, позволяющих приобретать билеты в зависимости от времени и дальности поездки. Так в Берлине существует 7 вариантов билетов.  Мощным стимулом к использованию общественного транспорта могут стать информативные, высокотехнологичные остановки, где можно узнать точное время прибытия транспорта или даже зарядить телефон. Кроме того, развитие смартфонов повлекло за собой появление новых сервисов, которые интегрируются в системы общественного транспорта и позволяют человеку получать информацию о маршрутах в любой момент времени. Одним словом, человеку важно знать, что он сможет попасть в нужное ему место вовремя и с комфортом.

Отдельной нитью этой истории является вопрос парковок. Исследователи подсчитали, что в среднем автомобилист тратит 100 дней жизни на поиск парковочного места. Наверняка и вы попадали в ситуации, когда приходилось кружить по улицам в поисках. Данная проблема имеет свои пути решения, самый распространенный из которых – это введение платных парковок. Относительно этого метода ведутся споры и многие считают его очередным способом отъёма денег у граждан, но, очевидно, что данная мера является действенной и неизбежной. Также важно наполнять город подземными и многоярусными паркингами, а перехватывающие парковки вблизи станций метро, позволят удобно комбинировать способы передвижения.

Соблюдая эти правила, любой город способен не только предотвратить транспортные коллапсы и уменьшить загазованность своих территорий, но и создать такую атмосферу, в которой у людей будет открываться больше возможностей для творчества и налаживания социальных связей. Нельзя не согласиться с тем, что дорожные заторы едва ли настраивают людей на позитивный лад.  Для достижения этой глобальной цели важна ответственность каждого человека даже в таком, на первый взгляд, незначительном вопросе, как выбор пути на работу.

Предыдущая статьяМедицина без границ
Следующая статьяКаждому голосу — свой микрофон

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи